В настоящее время как на региональном, так и на федеральном уровнях актуализировались задачи духовно-нравственного воспитания, которые сформулированы в главных нормативных документах образовательной политики. В ежегодном обращении к Федеральному Собранию РФ от 03.12.2015 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин снова отметил, что в будущем дети «должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой».
«Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013–2020 годы», определяя основные направления образовательной политики, называет среди них:
— продолжение реализации моделей духовно-нравственного воспитания дошкольников, основанных на региональных приоритетах (православная культура, гражданское, патриотическое воспитание).
Детский сад работает по направлению — духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами православной культуры и народных традиций. Образовательная программа МДОУ, в части, формируемой участниками образовательных отношений, строится на основе многолетнего опыта детского сада и парциальной программы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Региональный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования позволяет использовать широкие возможности для организации работы по формированию у детей гражданской позиции и приобщению их к истории и духовно-нравственным традициям русского народа.
Перед коллективом стоит задача усиления воспитательного потенциала системы образования исемьи вДОУ. Родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами (ст. 44 ч. 1 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»). Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Семья является самым главным институтом воспитания. И в силу своего определяющего значения для развития человека она может не только успешно сформировать, но и очень серьезно, а подчас и непоправимо деформировать его развитие.
Педагоги отводят приоритетное внимание работе с семьей в направлении формирования духовно-нравственных качеств у детей. В связи с этим в работе с семьей решаются следующие задачи:
‒ выявление образовательных и воспитательных потребностей у родителей (законных представителей);
‒ создание у родителей мотивации к сохранению семейных традиций, ценностей и зарождению новых;
‒ повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания;
‒ обеспечение включенности родителей в образовательный процесс путем организации проектной деятельности, участия в формировании содержания образовательной программы дошкольного образования.
В содержание регионального компонента образовательной программы дошкольного образования ДОУ вошли направления работы педагогического коллектива, которые способствуют решению этих задач:
‒ Построение системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, выявление семейных ценностей.
‒ Изучение русской народной культуры — традиций, уклада жизни, фольклора.
Таким образом, в работе коллектива по организации духовно-нравственного воспитания детей прослеживается несколько направлений форм работы:
- Духовно-образовательное (занятия, беседы, педагогические ситуации).
- Воспитательно-оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, ролевые и строительные игры, прогулки, экскурсии).
- Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видео).
- Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
По этим направлениям в течение учебного года проводится воспитательно-образовательная работа по проектам: «Я — личность», «Я и мой детский сад», «Моя безопасность», «Моя страна, мой дом», «Святки. Рождество. Крещение», «Мальчики и девочки. День защитника Отечества», «Праздник Пасхи», «Народные подвижные игры» и другие. В целях обеспечения интеграции и комплексности применяется метод погружения в тему. В течение учебного года могут быть осуществлены как общие, так и подгрупповые и индивидуальные комплексные тематические проекты.
Воспитательная система включает в себя следующие виды детской деятельности, способствующие удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей:
Формы взаимодействия взрослого идетей.
‒ Игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
‒ Разнообразные виды творческой художественно-продуктивной деятельности детей.
‒ Чтение и обсуждение художественной литературы.
‒ Проведение совместных праздников.
‒ Педагогические ситуации.
‒ Просмотр слайд-фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
‒ Экскурсии, целевые прогулки (в храм, краеведческий музей СОШ, мини-музей в ДОУ «Русской народной культуры»);
‒ Благотворительные акции.
‒ Виртуальные путешествия.
‒ Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
‒ Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.
‒ Поисково-познавательная деятельность (проекты).
Приоритетное направление по духовно-нравственному воспитанию дошкольников предполагает активное участие семьи:
‒ Открытые показы для родителей.
‒ Семейные конкурсы.
‒ Проектная деятельность.
‒ Благотворительные акции.
‒ Совместные праздники и развлечения.
Проектная поисково-познавательная деятельность предполагает активное участие и детей, и родителей, и педагогов. Это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, анализировать его и преобразовывать. Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает им действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Особо запомнились следующие мероприятия:
‒ виртуальное путешествие на родину святителя Иоасафа в Полтавскую губернию (дети изучали украинскую речь, в украинских костюмах «принимали гостей», играли в украинские народные игры, пробовали национальную кухню);
‒ занятие-знакомство с памятными местами Белгорода, связанными с его жизнью (интерактивные игры на интерактивной доске — ознакомление с Белгородскими памятниками, храмами, архитектурными композициями родного края);
‒ конструирование макетов Белгородских храмов, которые находятся в ближайшем окружении учреждения;
‒ проект «Доблестные герои России» — пример героев и заступников святой Руси.
У детей дошкольного возраста в процессе проводимой работы расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о добродетелях, формируются понятия святости, любви, доброты.
Долгосрочный педагогический проект «Любит народ играть круглый год», своей целью ставил объединение традиций православной и народной культуры в сознании детей.
Ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолевать трудности в общении не на словах, а на примерах из реальной жизни помогают русские народные подвижные игры, которых немало было и в нашем регионе. Эти игры разработаны на примерах из реальной жизни, поэтому помогают детям чувствовать других, поддерживать и сопереживать.
Русские народные обычаи, обряды, праздники сближали людей, позволяли проявить свои способности, таланты, заслужить уважение своих друзей. При проведении русских народных игр «Цепи кованые», «Бояре», «Заинька», «Баба сеяла горох», «Матушка-весна», «Дедушка Семак» и других в стихотворной форме используются считалки, напевно-забавные певалки, диалоги, которые быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневной жизни. Они мелодичны и просты, но в то же время несут в себе глубокий смысл, в котором отразился веками накопленный социальный опыт русского народа.
По каждому сезону (промежуточные этапы проекта) были организованы мероприятия совместно с семьями воспитанников, на которых имитировались народные гуляния с подвижными играми, хороводами, песнями и закличками.
Важно отметить, что родители (законные представители) обучающихся являются полноправными участниками образовательных отношений. Поэтому они могут и должны принимать участие в разработке и формировании содержания регионального компонента в части образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений. В нашем учреждении разработан механизм формирования и принятия этой части программы, который прописан в положении, разработана анкета по выявлению мнения родителей о содержании регионального компонента.
Семья для ребенка — это первый, естественный, в то же время священный институт, в который каждый человек вступает в силу необходимости. И каждый призван строить этот союз на любви, доверии, милосердии, научиться в нём первым совестным движениям сердца.