Работа по реализации инновационного проекта (программы) «Исток Добра» по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»
Авторы: Маслова Татьяна Владимировна, Каримова Танзиля Наилевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 20.11.2022
Статья просмотрена: 74 раза
Библиографическое описание:
Маслова, Т. В. Работа по реализации инновационного проекта (программы) «Исток Добра» по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» / Т. В. Маслова, Т. Н. Каримова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7787/ (дата обращения: 08.11.2024).
В статье авторы пытаются представить деятельность региональной инновационной площадки по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки».
Ключевые слова: социокультурные истоки,духовно-нравственное воспитание, культуротворческая функция, истоковедение.
В основе программы «Истоки» социокультурный системный подход, который опирается на учение о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение культурных ценностей российской цивилизации, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром.
Элементы культуры, накопленные человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей в «Социокультурных истоках» осуществляется в специально организованной педагогом деятельности (система активных занятий, работа по книгам для развития и в альбомах для рисования), в жизни ребенка на уровне культур прошлого-настоящего-будущего [2].
Цель инновационного проекта (программы) «Исток добра» : Создание целостной системы духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в контексте программы «Социокультурные истоки» на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Задачи инновационного проекта :
- Сформировать систему внедрения активных форм обучения, педагогических технологий программы «Социокультурные истоки», способствующих росту духовно — нравственного опыта участников образовательных отношений.
- Воспитывать у детей интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, первоначальные представления о социокультурных духовно-нравственных ценностях.
- Создать развивающую предметно-пространственную среду, методическое и информационное сопровождение образовательного процесса для реализации программы «Социокультурные истоки», с учетом региональных особенностей города и ХМАО-Югры.
- Создать развивающие образовательные маршруты для активного участия детей в образовательном процессе.
- Вовлечь родителей, социальных партнеров в реализацию задач духовно — нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в рамках инновационной деятельности.
- Повысить социальный статус и открытость деятельности дошкольного образовательного учреждения по формированию социокультурных и духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.
- Диссеминация опыта деятельности по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста через:
— создание банка данных эффективных практик и материалов социокультурного опыта для обобщения и распространения педагогической общественности;
— публикацию материалов в педагогических изданиях федерального, регионального и муниципального уровней;
— участие в конкурсах, научно-практических конференциях, форумах, семинарах и т. п.) федерального, регионального и муниципального уровней [2].
В рамках реализации инновационного проекта было организовано и проведено, а также принято активное участие в 98 мероприятий различного уровня:
— участие в научно-практических конференциях;
— участие в конкурсах профессионального мастерства на муниципальном уровне, также в конкурсах и фестивалях различного уровня;
— участие в акциях на различном уровне;
— участие в праздниках благотворительности и милосердия;
— участие во Всероссийских выставках образовательных учреждений.
Педагогический коллектив ДОО нацелен на повышение качества образования, как в работе с детьми, так и в вопросах повышения своей профессиональной компетенции по вопросам духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста, за период реализации инновационного проекта все 49 (100 %) педагогов прошли курсы повышения квалификации по реализации программы «Социокультурные истоки».
Для воспитания духовно-нравственной личности ребенка, работа с родителями является важным, ключевым элементом. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно-нравственном и социокультурном развитии ребенка играет его семья, мы пришли к пониманию того, что необходимо формировать единую систему ценностей у детей одновременно и в дошкольном учреждении, и в семье [3].
Все занятия с детьми и родителями проводятся в активных формах на основе методологии Истоковедения. Для создания благоприятной для общения, доверительной обстановки педагоги организует работу в ресурсном круге, в паре, четверке, микрогруппе. Родители учатся слушать и слышать друг друга, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения. Педагог — такой же участник общения, как и родители. Обмениваясь знаниями, опытом, чувствами, родители приходят к пониманию того, что у всех в опыте много общего и совместными усилиями легче решать проблемы в воспитании детей. Хочется подчеркнуть, что постепенно в результате нашей совместной работы у родителей развиваются навыки общения, способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей.
С целью повышения педагогической культуры родителей в рамках реализации инновационного проекта с родителями были проведены следующие мероприятия:
— Социально-педагогические инновационные проекты: «Семейная мастерская», «Семейное чтение», «Семейные походы», «Семейная гостиная», Сердце семьи»», «Русская красавица — Матрешка»;
— Чтение и обсуждение литературных произведений с точки зрения духовно-нравственного воспитания;
— Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов и телепередач духовно-нравственного содержания;
— Православные праздники «Под покровом Божией Матери», «Рождество Христово», «Пасха Христова»; «О чем звонят колокола», «Благовест»
— Досуговые мероприятия духовно-нравственного содержания тематические, «День памяти святого» ... Музыкально-спортивный праздник «От русских богатырей до наших дней»
— Оформление выставок детского творчества «Рождество Христово», «Пасха»;
— Мастер-классы: «Солдатский треугольник», Мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы;
— Литературная гостиная «И память на войне нам книга оставляет!», конкурс чтецов, посвященный Дню защитника Отечества и 75-летию Великой Победы, конкурс чтецов «О тебе мой край родной»;
— Встреча с ветераном труда «Разговор поколений»;
— Презентации: «Знакомство с масленицей», «Нижневартовск — город детства моего», «Неизвестный солдат»;
— Час мужества «Ура, Победа!»
— Мероприятия: «Блокадный хлеб», «Обряд чаепития», «Что такое доброта?», «Нижневартовск — город детства моего».
Доля родителей вовлеченных в мероприятия в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» составил 82 %.
Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Книги для развития детей являются составной частью комплекта Программы. Для осуществления воспитательно-образовательной работы все возрастные группы в ДОО в полном объеме обеспечены учебно-методическими комплектами, необходимыми для успешной реализации программы «Социокультурные истоки» [4].
Структурные компоненты содержания социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка по Истокам отражают специфику национальных, социокультурных и региональных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Социокультурная среда должна позволять ребёнку развиваться не только в сотрудничестве с педагогом, но и самостоятельно. В ходе образования ребенок не только «считывает» готовый текст культуры, но и творит его, реализуя собственную, культуротворческую функцию субъектного бытия. Содержательным компонентом социокультультурной предметно-пространственной среды развития являются: произведения изобразительного искусства, эстетические предметы быта, игры и игрушки, изобразительные материалы, детская литература, образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей региона и т. д.
В дошкольной организации, созданы музейные пространства «Русь мастеровая», «Русский быт», музей «По дороге старины», музей кукол разных эпох, музей «Куклы в военной форме»; собрана картотека репродукции картин известных русских художников классиков по темам итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки». (Например, «Детские забавы»; «Мать и дитя»; «Доброе слово сказки»; и др.) Эстетические предметы быта: художественные альбомы с разными видами декоративно-прикладного искусства, образами защитников Отечества и др.; образцы предметов декоративно-прикладного искусства; образцы народной куклы и народной игрушки; образцы предметов культуры и быта народа.
В 2021 году Издательским домом «Истоки» выпущено научно-методическое пособие «Укрепление основ семьи в контексте программы «Социокультурные истоки» («Семьеведение») для дошкольного образования» (авторы Игорь Алексеевич Кузьмин, Ольга Сергеевна Абрамова), направленное на укрепление основ семьи, сохранение семейных традиций воспитанию у детей любви к своей семье, малой родине и нашему Отечеству. В рамках деятельности региональной инновационной площадки нашим педагогическим коллективом были проанализированы полученные результаты и принято решение продолжить работу по взаимодействию и развитию общения взрослых и детей на основе ценностных ориентиров программы «Социокультурные истоки» по направлению «Семьеведение».
Семьеведение — это одно из основных направлений программы «Социокультурные истоки», возрождающее семейные ценности и отечественные традиции, направленное на формирование личности ребенка как будущего семьянина, члена семьи, общества и государства [3].
За период с января по май 2022 года проведены следующие мероприятия:
— Проанализировано методическое обеспечение и материально-техническая база ДОО для осуществления деятельности по реализации направления «Семьеведение»;
— Сформирована творческая группа «Семьеведение»;
— Справка-анализ материально-технической базы по созданию условий реализации программы «Социокультурные истоки»;
— В разработке находится творческий проект «Семейный очаг».
В результате реорганизации произошло объединение кадровых и материальных ресурсов двух учреждений, расширение спектра образовательных услуг, которые и определили перспективные направления развития инновационного деятельности ДОО:
— Обеспечить развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении в условиях реорганизации, через создание единого воспитательного социокультурного пространства для решения задач духовно-нравственного воспитания детей на основе традиций семьи и детского сада.
— Создать условия для внедрения в ДОО программы «Социокультурные истоки» по направлению «Семьеведение», через курсы повышения квалификации педагогических работников ДОО; систематизацию, обобщение и трансляцию инновационного опыта использования традиций семьи и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольников на городском, региональном, всероссийском уровне.
— Продолжить работу по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности ребенка на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций, единства воспитательных воздействий семьи и ДОО в реорганизованном учреждении, в рамках реализации программы «Социокультурные истоки», через обеспечение учебно-методическими комплектами, необходимыми для успешной реализации программы «Социокультурные истоки» и модернизацию предметно-пространственной среды развития ребенка по Истокам.
— Повышение педагогической компетенции и уровня духовно- нравственной культуры родителей, через приобщение их в образовательный процесс и активное участие в мероприятиях в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» по направлению «Семьеведение».
Таким образом, значимость проекта заключается в том, что он направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, формирование личности ребенка как будущего семьянина, члена семьи, общества и государства является первостепенной задачей российской образовательной системы, в том числе на дошкольном уровне, и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который стартовал с 1 января 2021 года.
Литература:
- Рекомендации и комментарии по применению программы «социокультурные истоки» в соответствии с федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. — Составители: Кузьмин И. А., Абрамова О. С., Кудряшева Н. С., Перькова С. В., российская академия естественных наук отделение социокультурных и цивилизационных проблем РАЕН, издательский дом «Истоки», с.38.
2. Лушников И. Д. В поисках педагогических истин. — М.: Вологда, 2006.
3. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. — М.: Просвещение, 1987.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание, социокультурные истоки, культуротворческая функция, истоковедениеПохожие статьи
Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду
В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры
В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...
Артпедагогика как средство социализации дошкольников
В статье рассматривается артпедагогика и ее влияние на социальную адаптацию дошкольников. Автором обоснована и разработана артпедагогика как средство социализации дошкольников. Дается описание констатирующего и формирующего экспериментов: на первом э...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...
Детская инициативность: сущность и технологии поддержки
Статья посвящена актуальной теме развития инициативности. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено поддержке инициативности дошкольников. Автор анализирует предпосылки возникновения данного явления, понятие «инициати...
Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...
Креативная основа формирования инновационно-педагогической направленности специалистов системы дошкольного образования
Статья посвящена проблеме изучения направленности современных специалистов дошкольного образования на инновационную деятельность, определению основных структурных компонентов инновационно-педагогической направленности, выявлению оптимальных педаго...
Ярмарка как форма организации деятельности в формировании инициативности у детей дошкольного возраста
В статье особое место уделяется вопросам формирования предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у детей дошкольного возраста через ознакомление с праздничной культурой и традициями народов Поволжья.
Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования
Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.
Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения»)
Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода. Нами была предпринята попытка формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории, предполагавшей реализацию пр...
Похожие статьи
Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду
В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры
В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...
Артпедагогика как средство социализации дошкольников
В статье рассматривается артпедагогика и ее влияние на социальную адаптацию дошкольников. Автором обоснована и разработана артпедагогика как средство социализации дошкольников. Дается описание констатирующего и формирующего экспериментов: на первом э...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...
Детская инициативность: сущность и технологии поддержки
Статья посвящена актуальной теме развития инициативности. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено поддержке инициативности дошкольников. Автор анализирует предпосылки возникновения данного явления, понятие «инициати...
Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...
Креативная основа формирования инновационно-педагогической направленности специалистов системы дошкольного образования
Статья посвящена проблеме изучения направленности современных специалистов дошкольного образования на инновационную деятельность, определению основных структурных компонентов инновационно-педагогической направленности, выявлению оптимальных педаго...
Ярмарка как форма организации деятельности в формировании инициативности у детей дошкольного возраста
В статье особое место уделяется вопросам формирования предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у детей дошкольного возраста через ознакомление с праздничной культурой и традициями народов Поволжья.
Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования
Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.
Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения»)
Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода. Нами была предпринята попытка формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории, предполагавшей реализацию пр...