Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 19.12.2022

Статья просмотрена: 1390 раз

Библиографическое описание:

Лесик, Л. И. Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы) / Л. И. Лесик, Л. Л. Игошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 396-398. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97896/ (дата обращения: 21.11.2024).



Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В. А. Сухомлинский

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она должна принять его таким, каков он есть, — здоровым или больным, добрым или не очень, покладистым или колючим. Безусловное принятие ребенка — основа семейного воспитания и духовного его развития.

В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка складываются определённые ценностные ориентиры, мировоззрение, формируется поведение в разных сферах общественной жизни, отношение к себе. Однако, продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении. Стараемся повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей . Ведем просветительскую работу с родителями, стараемся заинтересовать их жизнью ребенка в детском саду.

Ведущим принципом в работе нашего дошкольного учреждения, является доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.

Единство в вопросах воспитания детей способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка, укрепляет доверие к ним. Что в свою очередь очень важно для создания благоприятного климата общего духовно-нравственного воспитания .

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду помогает им лучше понять своих детей, увидеть мир глазами ребенка, сформировать доверительные отношения. Для родителей оформлены уголки, предлагается консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания .

Работая в тесном контакте с родителями, мы стараемся помочь раскрыть детям высокие духовные и нравственные смыслы жизни человека, приобщить детей к традициям русского народа, к православным ценностям. Мы вводим детей в мир культуры, к традициям нашего народа, через воспроизведение годового цикла праздников, труда, народных игр, специально подобранных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями.

Интересной практикой работы по духовному развитию выступают семейные опыты: «Семейное счастье… в чем оно?, «Обычаи, традиции нашей семьи», «Родительский университет», «Давайте познакомимся». Рассказы детей о проведенном выходном дне, или «Маршрут выходного дня», «Наши будни», где дети делятся своими впечатлениями, проведенными в кругу семьи.

Большой интерес среди родителей и детей вызвала совместная продуктивная деятельность «Спешите делать добрые дела», направленная на изготовление подарков для родных и близких, именинников, выставок. Научить детей различать добро, настоящую дружбу, понимать и сочувствовать людям, приходить им на помощь.

Поделки из природного материала «Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка», «Мастерская Деда Мороза», «Символ года», «Военная техника». Здесь родители и дети с удовольствием демонстрируют свои фантазии и умения, свои таланты. Воспитывают эстетический вкус, чувство прекрасного и привлекают к этому своих детей. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его неповторимость, научить, любить и беречь природу — задача и долг взрослых

Строим кормушки, для наших братьев меньших, стали ежегодными и интересными в нашем детском саду.

Это несет в себе воспитание экологической культуры, эмоциональной отзывчивости, расширение возможностей родителей в участии жизни детского сада.

Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники музыкальные и спортивные, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Очень любимы в нашей группе такие праздники-досуги как: «А ну-ка мамочки!», «Сильные, смелые, ловкие, умелые», «Папа, мама и я — спортивная семья», «Походы в лес» в осенний период, соревнования между группами — стали традицией нашего детского сада.

Дети с гордостью становятся членами семейной команды, изо всех сил стараются выиграть, не подвести своих папу и маму. Гордятся общими победами.

«Играем вместе», «Широкая Масленица», «Осенняя ярмарка»,

эти праздники не оставляет равнодушным ни малых, ни старых. На гулянье приглашаем родителей, они водят хороводы, заводят пляски, и даже соревнуются в силе и ловкости. Ну а затем — чаепитие с блинами. Приобщение детей к русской народной культуре через традиции, знакомство с русскими народными песнями через игры. Вовлечение родителей в воспитательный процесс (совместное приготовление «товара» для ярмарки).

«КВН» между группами, несут в себе задор, радость и хорошее настроение. Здесь формируются навыки сценического мастерства, развития речи, реализация потребности детей в общении, и выражения своих эмоций, коммуникативные навыки.

Традицией стали и «Фестиваль военной песни», «Смотр песни и строя», «Встречи с интересными людьми», «Наша Армия сильна». В этих мероприятиях участие принимают и педагоги детского сада, читают стихи, поют песни. Интересными проходят и встречи с людьми разных профессий: учителем, с Иркутским писателем Ю. И. Барановым, с пожарным, с людьми военных профессий. Воспитываем чувство патриотизма у детей через знакомство с песнями военных лет, с историей своей Родины, чувство гордости, за героическое прошлое страны.

Выезд в музей боевой Славы, к Вечному огню, сотрудничество с библиотекой имени семьи Полевых. В музее дети знакомятся с военной техникой, ее назначении, с формой и предметами так необходимых каждому солдату, слушают интересный рассказ экскурсовода. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, здесь же они получают патриотическое воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей. Формирование правильной исторической памяти подрастающего поколения.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду помогает им лучше понять своих детей, увидеть мир глазами ребенка, сформировать доверительные отношения.

Праздники, посвященные «Дню Защитника Отечества», «Дню Победы», воспитывают патриотические чувства, прививает священное чувство любви к своей Родине, постоянную готовность к ее защите, силу духа, смелость, мужество и стойкость к русскому народу, уважение к тем, кто стоит на страже нашей Родины, уважение к старшим.

Праздники, посвященные Международному дню 8 Марта, Дню Матери, Дню бабушек и дедушек, также проходят с участием родителей. Где они вместе с детьми танцуют, отгадывают загадки, соревнуются в ловкости и умении. Воспитываем в детских сердцах почитание, любовь, чувства благодарности и уважение к мамам и бабушкам.

Эта целенаправленная работа помогает приучать детей к добру, формировать у них правильные нравственные идеалы. Совместная подготовка к праздникам, участие родителей в оформлении выставок, творческих работ к праздникам, озеленение детского сада, высадка цветов, благоустройство участков для прогулок, помогают еще больше сблизить родителей и детей, приобщить их к традициям русского народа, расширяет возможность родителей в участии жизни детского сада.

В результате этой работы, происходит усвоение детьми духовных, нравственных и социальных норм.

И в заключение хочется привести слова К. Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, оставляемая своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

Литература:

  1. «Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника» Москва. «Просвещение»1989г. Под редакцией Л. Ф. Островской.
  2. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — 2-е изд., — стереотип
  3. Л. А. Венгер «Развитие личности дошкольника » , Л. А. Венгер, В. С. Мухина.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, участие родителей, дошкольное учреждение, русский народ, семейное воспитание, воспитание детей, мир глазами, участие жизни.


Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Патриотическое воспитание в условиях современного ДОУ (из опыта работы)

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы)

Формирование нравственно-патриотических чувств детей через взаимодействие с семьёй (из опыта работы с родителями)

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Патриотическое воспитание в условиях современного ДОУ (из опыта работы)

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы)

Формирование нравственно-патриотических чувств детей через взаимодействие с семьёй (из опыта работы с родителями)

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Задать вопрос