Система работы по сохранению и развитию духовных и патриотических чувств детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вершинина, Г. Н. Система работы по сохранению и развитию духовных и патриотических чувств детей дошкольного возраста / Г. Н. Вершинина, А. А. Задоркина, И. В. Иваненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35384/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время важнейшее значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых ориентиров в организации деятельности дошкольных образовательных учреждений. Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России. Каждый из нас, прорабатывая план воспитательной работы в данном направлении, понимал, что деятельность воспитателя здесь носит системообразующий характер и представлена различными видами деятельности. Среди них: социально-значимая деятельность, воспитание на основе народных традиций, идей гражданского и интернационального воспитания, краеведения, духовно-нравственное воспитание, взаимодействие с общественными организациями, проектирование.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам педагогам, чтобы этого не произошло? Мы думаем, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Мы предлагаем познакомить детей с нашими русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. Самый лучший путь — знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и не всегда могли использовать к месту.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время является одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения. Эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, включает в себя целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к народным традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за движением страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Воспитательно-образовательный процесс по данному вопросу строится на личностно-ориентированном подходе с учетом требований ФГОС, с учетом интеграции образовательных областей, единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, введение культурных и региональных компонентов.

Основные формы и методы работы, применяемые нами в ДОУ включают в себя все виды деятельности, которые сочетаются с фольклором, искусством и музыкой; различные технологии, включая, компьютерные технологии; знакомство с праздниками и проведение некоторых из них, с жизнью православных святых и защитников земли русской; предлагаем семьям готовые маршруты выходного дня к памятным местам, в историко-краеведческий музей, картинную галерею, участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах.

Традицией нашего дошкольного учреждения с 2010 года стало оказание дошкольникам дополнительных образовательных услуг на безвоздмездной основе по обучению основам православной культуры (центр «Жизнь»), реализуется проведение музейных занятий в ДОУ по программе краеведческого абонемента с детьми старшей и подготовительной групп (1 раз в месяц). Педагогическим сообществом ДОУ разработаны и успешно реализуются в настоящее время программы кружковой работы по данному направлению, а именно: «Русская изба», «Я люблю тебя, Россия», «Скоморошки».

Семья ребенка — ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. Работу по проблеме мы осуществляем в тесной связи с родителями, активно включаем их в воспитательно-образовательный процесс: родители не только зрители, но и участники различных мероприятий в детском саду (роли на утренниках, постановка спектаклей в семейном театре, организация выставок, встречи в родительском клубе, проведение совместных праздников). С большим успехом организуются и проводятся ежегодные праздники «Рождественские встречи», «Осенины», «Масленица». Для передачи семейного опыта из поколения в поколение организован клуб «Сударушка» (прародители).

Педагоги ДОУ разрабатывают сценарии сказок для воспитанников, досуги, конспекты занятий, распространяют данный материал, участвуя в конкурсах и выставках различного уровня, занимая призовые места. Являются постоянными участниками встреч в «Родительском университете» города. Силами родителей, воспитателей, специалистов, сотрудников детского сада в ДОУ создан «Музей народных традиций». Воспитательно-образовательный процесс в нашем учреждении строится на технологии проектной деятельности, продуктом которой является создание мини-музеев в разных возрастных группах: «У самовара», «История куклы», «Музей часов», «Музей русской сказки». В результате своей работы мы поняли, что опора на традиционную народную культуру даст возможность передавать ребенку человеческие качества, которые имеют своеобразную этническую окраску, семейное национальное, свойственное русскому народу.

Мы, педагоги ДОУ верны принципам, в которых видим пользу для ребёнка, семьи и общества:

— Ребёнок, как любой человек, заслуживает уважения;

— Дети могут контролировать своё обучение и развитие;

— Мы помогаем детям быть самостоятельными;

— Мы поддерживаем естественное желание к познанию окружающего мира, которое есть в каждом ребёнке;

— Всё, что происходит в жизни ребёнка, имеет потенциал изучения и исследования;

— Мы строим с детьми партнёрские отношения

Хотим поделиться с вами своим практическим опытом.

Главными задачами своей работы в данном направлении мы считаем следующие:

1. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

2. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой.

3. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Особое внимание уделяется расширению активного словаря детей за счёт того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кринка, кувшин, полка — разинька, полати, полавочник, скамейка, табурет и пр.). Для большего понимания детьми (особенно малышами) устных фольклорных произведений в «избе» на традиционном месте располагается люлька с младенцем — куклой, которому и адресуются колыбельные песни, потешки, прибаутки, пестушки.

Практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, и даже лаконичные пояснения и комментарии взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого необходимы специальные наглядные средства, а именно развивающая предметная среда, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

На сегодняшний день актуальным остается и развитие коммуникативной компетентности – это главный показатель развития личностных качеств дошкольника. Коммуникативная компетентность включает в себя совокупность умений, определяющих желание воспитанника вступать в контакт с окружающими, умение организовывать общение, умение общаться при помощи невербальных средств (мимики, жестов), проявлять доброжелательность к партнерам по общению; умение общаться для планирования совместных действий.

Приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности — интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно — патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Таким образом, педагогический смысл нашей работы по духовно-нравственному становлению личности состоит в том, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Литература:

  1. Косарёва В. Н. Народная культура и традиции. — Волгоград: Учитель, 2013.–166 с.
  2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб: Детство-Пресс, 2010. — 304 с.
  3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 2007. – 207 с.
  4. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М., 2005.
  5. Попова Т. А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. М., 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитательно-образовательный процесс, детский сад, традиция, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, коммуникативная компетентность, практический опыт, русский народ.


Похожие статьи

Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников в условиях введения новых стандартов

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Организация работы по развитию личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях начальной школы

Система нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе музыкальных и физкультурных мероприятий

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья

Похожие статьи

Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников в условиях введения новых стандартов

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Организация работы по развитию личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях начальной школы

Система нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе музыкальных и физкультурных мероприятий

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья

Задать вопрос