Современный дошкольник: проблемы воспитания и социальной адаптации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 08.01.2023

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Истамгалина, Р. М. Современный дошкольник: проблемы воспитания и социальной адаптации / Р. М. Истамгалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98680/ (дата обращения: 17.12.2024).



1. Литературный обзор состояния вопроса.

1. 1 История темы педагогического опыта в педагогике.

Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е. Н. Водовозова, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева, А. Н. Усова, Е. А. Флерина и др.). Нравственное воспитание — процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой — активность самих дошкольников, которая проявляется в их поступках, чувствах, отношениях.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребёнка.

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей — главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности.

  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно развивается нравственно-эстетические чувства, недостаточно знаний об истории своего народа, его традиций. В детском саду этот процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с учетом возрастные особенности дошкольников. Сейчас наш коллектив работает в инновационном режиме и ищет возможности для плодотворной деятельности, обращаясь именно к традиционному народному наследию.

Над темой нравственного воспитания работа в детском саду ведется уже несколько лет, в соответствии с программой Васильевой. Одним из направлением работы детского сада является патриотическое воспитание (развитие) дошкольников, но выход на инновацию стали использовать дополнительные сведения дошкольникам о религиозной культуре, отечественны семейных традициях.

В этом направлении на протяжении нескольких лет изучали различную методическую литературу: программы «Приобщение детей к истокам русской народной праздничной культуры» О. Л. Князева, «Истоки», «Наследие», «Детский музыкальный фольклор» Л. И. Мельниковой, А. Н. Зиминой, методическое пособие «Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепиной. Также в своей работе используем методические разработки Н. А. Бондаревой «Отечественные традиции», «Земледельческий календарь» и др. опыт работы в детском саду по патриотическому воспитанию является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личности, его социализация

  1. Психолого-педагогический портрет группы обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-эстетические чувства, недостаточно знаний об истории своего народа, его традиций. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки нравственности зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования духовно-нравственных чувств.

И я поставила перед собой цели:

— Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям при помощи устного народного творчества.

— Воспитывать детей добродетельными, милосердными, верящими в возможность совершенствования мира и людей.

Содержание предполагает усвоение дошкольниками материала на основе их собственного опыта и явлений окружающей жизни, но при этом требует от педагога определённой информированности в вопросах устного народного творчества.

Содержание направлено на выполнение задач стандарта дошкольного образования и охватывает все виды деятельности:

— духовно-нравственное и патриотическое развитие в музыкальной и театрализованной деятельности;

— развитие представлений о человеке в истории и культуре страны;

— развитие экологической культуры детей;

— развитие в изобразительной и конструктивной деятельности;

— физическое развитие и здоровье;

— речевое развитие ребёнка

Работа с детьми не требует дополнительных временных затрат, т. к. планируется в рамках занятий, развлечений, прогулок, которые традиционно проводятся в детском саду.

Задачи предусматривают :

— приобщать детей к духовно нравственным ценностям и воспитывать готовность следовать им.

— формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского, башкирского народа;

— возрождать русские народные традиции;

— продолжать знакомить с обычаями и фольклором башкиров, развивать у детей чувство гордости за свою национальную культуру.

— помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

— повышать познавательную и речевую активность;

— создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка

— учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

— воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Ценность народных традиций, верований, обрядов и праздников огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.

Традиции — хранители народной культуры и заветов наших предков. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Духовно-нравственное воспитание — это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование нравственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства.

Со второй младшей группы начала знакомить детей с народным фольклором: потешками, пестушками, колыбельными, народными песенками и др.

От возраста к возрасту усложняю задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, знакомлю детей с народным костюмом. Дети уже с большим интересом относятся к народным праздникам.

В средней группе начинаю инсценировать народные песни, узнают о традициях празднования таких праздников как: «Зиновий-синичник» (12 ноября), «Осенины», «Капустник»«, Посиделки», «Василий-капельник» (13 марта) и др. дети старшей группы знакомятся уже с церковными праздниками: «Рождество», «Пасха», «Масленица» и др.

Башкирские народные праздники: «Сабантуй», «День Республики Башкортостан», «День национального костюма», «Навруз», «Наречение имени ребенку».

Современный дошкольник: проблемы воспитания и социальной адаптации

Как правильно помочь вырастить и воспитать ребенка, в быстроменяющееся время, с бесконечной занятостью родителей, процесс трудоемкий и сложный.

Современный педагог в своей ежедневной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей, которых практически не существовало еще десятилетие назад.

В свою очередь идет очень большая информационная нагрузка на воспитателя ДОУ.

Современный дошкольник. Каков он сейчас?

Вице-президент Российской академии образования, академик РАО Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что ребенок сегодня стал качественно другим. Знания, накопленные о детстве лет назад, устарели, а граница начала дошкольного возраста резко снизилась. Современный ребенок -это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которых непрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени.

К социокультурным изменениям можно также отнести возникновение новых социальных заказов, часто искусственно формируемых и не соответствующих общим законам психического развития ребенка.

Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Так в чем принципиальные различия между современными детьми дошкольного возраста и дошкольниками прошлых лет? Ученые и практики доказывают, что для современных дошкольников характерна ранняя интеллектуализация. Их можно охарактеризовать как умные, развитые, эрудированные.

Сегодня многие задания, которые раньше успешно использовали для тестирования детей дошкольного и более старшего возраста выполняют дети двух-трех лет. Очень много одаренных детей, среди них и дети с сильно развитым мышлением, и дети-лидеры, и дети, умеющие претворить свои мысли в рисунках, лепке, и др., дети, обладающие двигательным талантом. У современных детей повышенная чувствительность к восприятию информации.

Нынешние дети эмоциональнее прежних. Они обладают восприимчивостью, открытостью и способностью тонко чувствовать, при этом более остро реагируют на внешние условия. Такие устаревшие методы воспитания, как неодобрение, унижение оказывают на них гораздо более сильное плохое воздействие.

Современные дети не терпят злости, плохого обращения к ним, если взрослые заставляют их что-то делать, они отказываются что либо делать. Исследователи отмечают, что у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций сопереживания и сочувствия, эстетические переживания и чувства, зато очень развиты интеллектуальные эмоции удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д.

Учитывая все эти факторы, в своей группе главной целью взяла патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление детей с устным народным творчеством.

Чтоб в этом мире, где катастрофически не хватает времени, посеять и взрастить семена любви к родной природе, родному дому и семье, знать историю и культуры своей семьи, малой родины, своей страны.

Через чтение ребенок познает окружающий мир, видит и представляет, каким был мир до его рождения. Каждое произведение, будь то сказка, рассказ, басня, интересно и познавательно. Можно сказать, психологическое закаливание детей.

В жизни каждого человека бывает и будет множество неоднозначных ситуаций. Его обманывают, предают, где-то помогают, заставляют прокладывать себе путь.

Немало в жизни встретятся и радости, и открытия, достижения и приятные встречи, если родители любят своего ребенка, они сами подготовят ребенка к этому…

Но вот к переживанию боли, стресса за вас его начнут готовить сказки, былины…

Сказки-предупреждения на примере героев, попавших в затруднительное положение из-за своей глупости, показывают ребенку последствия незрелых легкомысленных поступков.

Недавно прочитали сказку о собачке Соне, которая своей жизнью рассказывает детям об отношениях с хозяином, о действиях как будто невинной собачки в окружающем мире, потому что она не знала и не ведала, к чему это может привести, дети знакомятся с миром через ошибки той же собачки Сони, заканчивая чтения сказок о ней, дети уже сами придумывали о ней рассказы и росли с ней, с ее поступками.

Она стала любимицей сказок, и на участке зимой вылепили собаку Соню, где каждый ребенок мог рассказать ей о своих проблемах, достижениях, радостях…

С помощью былин ребенок старшего возраста начинает воспринимать как былинные богатыри земли Русской охраняли землю родную. С помощью сказочной истории ребенок воспринимает события реальной жизни как бы со стороны, познает модели поведения, учится находить позитивный опыт в происходящем и отношениях к своей Родине.

Былины складывались народом и посвящались героям, Событиям, которые вошли в историю. Которые сохранились и передавались народом, от одного поколения другому…

Есть общие черты у былины и сказки.

Все они обладают невероятной силой, которую готовы направить против недругов, посягнувших на Русь.

Восхищенные былинами и сказками, дети рисовали и лепили своих героев по своему представлению и образу.

Стихи и ситуации

Темы

1-часть стихотворения

1-я половина задания

2-я часть стихотворения

2-я половина задания

Утренняя зарядка

Становитесь на зарядку! Все в зарядке по порядку. Начинаем: -Раз и два! Руки, ноги, голова…

Прочитать первые строчки стихотворения. Почему нужно делать зарядку. Если будешь делать зарядку, каким ты будешь?

Мы подвигали всем телом, тело бегать захотело! Хочет многое успеть: срочно в космос полететь, поиграть в футбол и в салки, и попрыгать на скакалке…

Дочитать строчки стихотворения, поразмышлять, что зарядка необходима детям, зарядка помогает сердцу

Гигиена рук

На прогулке рыжий кот потянул конфетку в рот, что валялось на дороге, после все были в тревоге: Так болел его живот, что попал в больницу кот!

Прочитать первые строчки стихотворения: Почему и отчего у кота заболел живот? Кто за кота переживал? Что нельзя было делать коту? Какие ему нужно дать советы, чтобы больше не случилось с ним такой беды?

Грязь –вредна, она опасна, в ней –микробы! Это ясно?

Рекомендации детей коту и к другим детям, себе

Гигиена слуха

Лисенок в больницу однажды пришел: было лисенку нехорошо. Без шапки ходил он, советов не слушал, и вот простудил он свои рыжие (уши)

Когда могут заболеть уши? Только ли от простуды? О чем нужно помнить, когда собираешься на улицу гулять, одевая головные уборы?

Как называется доктор, ребята, тот, кто лечил ваши уши когда-то? (Плачет лисенок, не знает, к кому нужно теперь обратиться ему? Попал на прием и запомнил с тех пор, что уши больные лечил доктор ЛОР)

К кому нужно обратиться, когда заболели уши?

Чтение былин о богатырях Земли русской!

Из того ли то из города из Мурома, из того ли села да Карачарова выезжал удаленький, дородный добрый молодец

Из какого города выезжал удаленький дородный добрый молодец?

Он стоял заутреню во Муроме, а й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев –град. Да й подъехал он ко славному ко гроду к Чернигову…

Какие города на Руси вы знаете, куда ехал Илья Муромец?

Чтение сказки «Колобок»

Жил-был старик со старухою. Просит старик:

— Испеки, старуха, колобок! ..

Испекла бабка колобок, колобок лежал, лежал и покатился …. Куда?

Мог ли ты уйти из дома не зная куда, что может произойти с тобой, какие опасности встретятся тебе

Я Колобок Колобок я по коробу скребен, по сусеку я метен, на сметане мешон, да в масле пряжон, на окошке стужон;

Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел…

Колобок покинул близких ему людей, оставаясь при этом одиноким и хвастливым, куда же ты бежал, и что же ты искал…

Литература:

  1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
  2. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
  3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
  4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
  5. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
  6. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 218 с.
  7. Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
  8. Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н. В. Микляева, Н. А. Виноградова, Ф. С. Гайнуллова; Под ред. Н. В. Микляева. — М.: Форум, 2012. — 256 c.
  9. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, дошкольный возраст, устное народное творчество, жизнь ребенка, нравственное воспитание, строчок стихотворения, традиция, дошкольное детство, патриотическое воспитание.


Похожие статьи

Проблемы воспитания дошкольников в современной России

Фольклор как средство духовно-нравственного развития дошкольников: специфика интеграционного подхода

Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема

Проблемы толерантного воспитания средствами народной педагогики

Ребенок и творчество: психологическое исследование мнений современных родителей

Духовно-нравственное воспитание дошкольников: роль сотрудничества семьи и детского сада

Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством

Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников

Социально-психологические проблемы литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: парадигмы взаимодействия

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Социальные и педагогические технологии: сущность и взаимосвязь

Похожие статьи

Проблемы воспитания дошкольников в современной России

Фольклор как средство духовно-нравственного развития дошкольников: специфика интеграционного подхода

Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема

Проблемы толерантного воспитания средствами народной педагогики

Ребенок и творчество: психологическое исследование мнений современных родителей

Духовно-нравственное воспитание дошкольников: роль сотрудничества семьи и детского сада

Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством

Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников

Социально-психологические проблемы литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: парадигмы взаимодействия

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Социальные и педагогические технологии: сущность и взаимосвязь

Задать вопрос