В статье представлен опыт работы детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников, основанный на отечественных традициях обучения и воспитания.
Ключевые слова: ребенок, детский сад, нравственное воспитание, музейная педагогика, патриотическое воспитание, православный праздник
Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания и развития подрастающего поколения в современном мире — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями и неравнодушными людьми. Снижение нравственности и духовности в обществе — общепризнанный факт. В этих условиях проблема возрождения отечественных традиций в духовно — нравственном воспитании очевидна. Поскольку бездуховный разум, отрицание голоса совести — это преддверие грядущих потрясений в обществе, в делах семейных и государственных. Каковы же причины, обусловившие актуальность проблемы?
− Былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает «инородная» культура, стираются понятия «добра и зла», и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, соучастия.
− Пропаганда насилия, безнравственности и бессовестности, что безусловно влечет за собой падение нравов.
− Глобализация экологических проблем.
− Экономическая нестабильность.
− Социальная незащищенность большинства населения.
− Утрата ценностных ориентиров и как результат нравственный кризис населения.
Вот почему сегодня необходимо возрождать духовно — нравственное самосознание народа, основываясь на многовековых традициях духовно — нравственного воспитания человека. Учет национальных ценностей в воспитании подрастающего поколения, опыт в духовно — нравственном становлении должны стать основой воспитания детей, для которых патриотические чувства и любовь к Родине- не пустые слова. [1, с.4]
Развитие и поддерживание интереса дошкольников к традициям, обычаям, праздникам русской культуры мы формируем через организацию интегрированной познавательной деятельности (в соответствии с ФГОС ДО), в которую входят увлекательные беседы о доброте, милосердии, семье, родине, наследии прошлого, творческие задания, фольклорные игры, тематические занятия, утренники, посвященные любимым русским праздникам: Пасхе, Рождеству, Троице, совместные с родителями выставки, стенгазеты, досуги.
Наши педагоги в учебно-воспитательном процессе основываются на принципах гуманизма, этнокультурной соотнесенности дошкольного образования, единства воспитательных, развивающих и обучающих целей.
Каждое тематическое мероприятие сопровождается большой предварительной работой педагогов с детьми (подготовка декораций к утреннику, создание подарков к празднику для друзей, родителей, самостоятельная творческая деятельность, беседы, занятия, обсуждение), которая направлена на самореализацию каждого ребенка, формирование чувства значимости, радости от общения с прекрасным, интересным, многогранным миром.
Столь эмоциональному детскому восприятию способствует общение педагогов с родителями своих воспитанников, обсуждение значимости проведения работы по формированию нравственности посредством приобщения к православной культуре не только в детском саду, но и дома, чтобы ребенок чувствовал, что его творческое познание, интерес к православной культуре поддерживается и укрепляется среди близких ему людей. [2, с.4]
Чтобы оставить в душе ребенка яркие впечатления о происходящих событиях, наши педагоги используют разнообразные выразительные средства: художественное слово, фольклорная игра, музыка, песня, театрализация, знакомство с народными промыслами и др.
Учитывая содержание духовно-нравственных и патриотических норм в работе с детьми дошкольного возраста, педагоги знакомят детей с русскими народными сказками, с фольклором (песенками, потешками, прибаутками), со старинными обрядами и ритуалами, включая их в разнообразные семейные праздники, а также проводят различные календарные и тематические праздники. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Главное — оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
При проведении занятий по актуальным проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания под названием «Уроки доброты» педагоги воспитывают в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми, в стремлении их к добру и неприятию зла.
Для формирования начал духовно-нравственного и патриотического развития, педагоги знакомят детей с произведениями художественной литературы. Дошкольники усваивают, что есть добро на основе сравнения со злом, что называют состраданием (милосердием) на примере бездушия, а также о таких нравственных понятиях как взаимная поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь в сравнении с себялюбием (индивидуализмом).
Хороший воспитательный эффект дают этические беседы с дошкольниками — действенное средство нравственного воспитания. Темы этических бесед включают ведущие для детей понятия: «Моя мама», «Мой род. Моя семья», «Наши добрые дела», «Прощение и обида», «Послушание и упрямство», «Милосердие и жестокость», «Дружба и вражда», «Родина и чужбина», «Память».
В ходе организованной образовательной деятельности и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это, может быть, Почтальон, Фея Доброты, Карлсон, которые случайно заглянули в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми, медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка. Вместе с героями создаем и решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему птицы прилетают зимой к жилищам человека?», «Как помочь девочке передать подарок для бабушки», «Колобок, которого надо спасти от лисы» и т. д. На мячике рисуем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить сказочного героя и говорить ему теплые, добрые слова.
Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагоги умело и ненавязчиво учат ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации не только на занятиях, но и в режимных моментах.
Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания. Для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Мойдодыр», «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Доброе отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства: забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, вежливость, доброта.
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играют разработанные учебно-наглядные пособия, такие как «Дерево добрых дел и поступков», «Теремок», «Цветок доброты», шкатулка «добрых дел», которые помогают детям преодолеть свои недостатки и воспитывают стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения. Например, принцип работы пособия «Дерево добрых дел и поступков» таков: на этом дереве есть своя веточка у каждого ребёнка группы, на которой помещена его фотография. Постепенно на дереве вырастают листочки, которые символизируют добрые дела и поступки детей. А когда на нём появляются плоды, это свидетельствует об устойчивом усвоении ребёнком нравственных правил. Сказочные персонажи то радуются, то грустят около «Дерева добрых дел и поступков», вызывая ответную реакцию детей.
Говоря об отечественных традициях в духовно- нравственном развитии дошкольников, нельзя забывать и о таком направлении в работе, как приобщение дошкольников к народному творчеству. Ознакомление дошкольников с произведениями народного декоративно-прикладного искусства пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
Знакомим детей с народно-декоративным искусством через все виды изо- деятельности: лепку, аппликацию, рисование, роспись игрушек. Родители воспитанников и педагоги устраивают мастер — классы по обучению различным видам росписи. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Педагоги, родители знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделиями из дерева, глины, бумаги, картона, шитьем, вышивкой и др.), с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта и т. д.
Знакомя детей с многообразием народных художественных промыслов, давая им возможность самим расписать петуха или барышню, расписать народный костюм, мы привлекаем интерес детей к познанию красоты народного творчества. Ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга).
Работу по русскому народному творчеству мы дополняем музыкальным воспитанием. Знакомство происходит и с фольклором, обычаями, обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Считаем, что непосредственное участие каждого ребенка в утреннике, посвященном православному празднику, дает возможность детям соприкоснуться с культурой своего народа через творчество, искусство, открыто проявить собственное эмоциональное переживание радости, удивления, восхищения. Так в средней группе дети познакомились с народным праздником «Масленица», заучили заклички, веснянки. Воспитатель познакомил ребят с православным праздником «Пасха», после чего вместе с воспитанниками расписали пасхальные яйца. В старшей группе дети познакомились с праздником «Рождество Христово», узнали историю возникновения праздника, его традиции, как празднуют в других странах, после чего учились делать рождественский венок.
Традиционным стало участие наших воспитанников в музыкальном конкурсе «Рождественская песня», в конкурсе поделок «Рождественское чудо». При проведении народных праздников музыкальные руководители включают в досуги выступление ансамбля «Ложкари», оркестра «Веселые нотки», исполняющих народные песни и мелодии на традиционных русских инструментах: ложках, бубенцах, колокольчиках, трещотках, свистульках и др.
Готовясь ко Дню Матери в подготовительной группе, воспитанники разучили стихотворения о маме, узнали историю Казанской иконы Божией Матери, подготовили сувениры для мам: расписанные под «гжель» игрушки — котята.
В вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения одной из форм работы является музейная педагогика. Музейная педагогика служит инновационной технологией в сфере воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно — пространственную среду. С целью приобщения детей к национальной культуре и традициям в нашем детском саду был создан музей русского быта и культуры со старинной утварью, предметами народных промыслов и музыкальными инструментами. Дети, видя перед собой предметы старины, красивую и нужную в хозяйстве утварь, вещи, предметы декоративно- прикладного искусства, которые были необходимы нашим предкам, раскрывают богатство культуры народа, учатся понимать и любить прекрасное, приобщаются к труду по законам красоты; вживаются в народную русскую культуру, усваивают обычаи, погружаются в мир народных сказок, песен, потешек, игр. Знакомство с народными традициями, историческим прошлым нашей страны продолжается и в процессе экскурсий в историко-краеведческом музее Климовска, в музее боевой славы им. Подольских курсантов. Полученный детьми познавательный и эмоциональный опыт общения в музеях благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
В настоящее время в нашем детском саду реализуется проект «Живая память России». В нем мы совместили основы музейной педагогики и работу по созданию мини — музея боевой славы в ДОО. Благодаря тесному сотрудничеству с родителями воспитанников в музее оформляется экспозиция, посвященная подвигу наших воинов в Великой Отечественной войне. Цель проекта: создание единого пространства нравственно- патриотического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей.
Главный результат в нашей работе, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении детьми вечныхдуховно-нравственных ценностей, помогающих с честью пройти жизненные трудности и испытания, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.
Литература:
- Короткова Л. Д. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» средствами авторской сказки. Сказка учит жить. Конспекты занятий.- М.: УЦ «Перспектива», 20011. — с.4
- Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4–7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря / авт-сост. Э. А. Халикова, Н. В.Колебошина. — Волгоград: Учитель, 2014.-с.4