Воспитание любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черных, И. Н. Воспитание любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста / И. Н. Черных, И. В. Максимова, М. Н. Акимова, И. А. Чирикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117219/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье авторы освещают опыт использования проектной деятельности в воспитании у старших дошкольников любви к своему родному краю, средств музейной педагогики.

Ключевые слова: ребенок, родитель, проект, патриотическое воспитание, дошкольная организация, малая Родина, музейная педагогика.

Проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей Родине в настоящее время является актуальной как никогда. Воспитание любви к родному краю — это первая ступенька в воспитании чувства патриотизма у будущих граждан нашей страны. В. А. Сухомлинский в своем произведении «Сердце отдаю детям» писал: «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [3].

В целевом разделе Федеральной образовательной программы дошкольного образования отмечается необходимость «...разностороннего развития ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций» [4].

Мы живем сейчас в очень непростое время, идет СВО (Специальная военная операция) и наш край — родная Белгородчина, стоит на страже рубежей нашей Родины, можно сказать на передовой. И мы, педагоги, как никогда заботимся о том, чтобы донести познавательный материал до наших воспитанников, которые посещают дежурные группы детского сада и, которые находятся дома с родителями и изучают его дистанционно, в полном объеме, ярко, красочно, доступно и понятно.

В решении задач духовно-нравственного воспитания детей группы коррекционной направленности мы ориентировались на парциальную программа Н. В. Нищевой и Ю. А. Кирилловой «Я люблю Россию!» [2].

В этом учебном году, несмотря на постоянно меняющуюся ситуацию, мы считаем, что нам удалось реализовать наш проект «Белгород родной — ты город славы боевой» в полном объеме. Цель проекта заключалась в расширении представлений у старших дошкольников о своей малой Родине: о своей семье, о достопримечательностях Белгорода, о важных исторических событиях города и его Героях. Участниками проекта стали педагоги, музыкальный руководитель детского сада, воспитанники и их родители.

Приступая к проекту в начале года мы поставили перед собой задачи, составили план мероприятий и обозначили ожидаемые результаты этой деятельности. Начали свой проект с семьи, с первого мероприятия «Давайте познакомимся», так как нашу группу компенсирующей направленности приходят дети с ОВЗ, кто на год, а кто на два, поэтому состав детей и родителей каждый учебный год обновляется. Родители заранее подготовили информацию по своим семьям «Моя родословная». Очень интересно было ребятам вместе с родителями на вечере поделиться со всеми своими знаниями о своих родных и близких: рассмотреть фотографии в старых семейных альбомах, рассказать о традициях своей семьи.

Каждая семья постаралась принести на мероприятие свою изюминку, которая передается из поколения в поколение. Кто-то принес старинную икону, кто-то чугунок, старинный утюг, гребень, свистульку, вышивку на рушнике, наволочке, уголке. А были и те, кто угостил всех пирогами, хлебом домашней выпечки. И прозвучали старинные песни за столом, и поиграли в народную игру «Ручеек». Вечер знакомства прошел очень трогательно и по-домашнему задушевно.

Если родители знают свои корни, знакомят ребенка со своим прошлым, со своим настоящим, ребенок растет и развивается на знаниях о своей семье, о ее ценностях и традициях. Ведь чувство патриотизма начинает зарождаться с отношения ребенка к семье, к самым близким людям.

В рамках проекта мы познакомили наших детей и с белгородским старинным женским костюмом, состоящим из расшитой юбки (поневы), нарядной вышитой кофты, жилета, фартука и головного убора. Именно женского, потому что мы узнали из рассказа нашей гостьи, что незамужние девушки носят сарафаны, а на голове венки и волосы заплетают в косу. Ребята старались запомнить названия элементов украшения женского праздничного костюма. Завершилось знакомство детей с белгородским женским костюмом русской народной песней «Порушка-Параня» и хороводом.

В рамках проекта «Белгород родной — ты город славы боевой», широко использовались возможности музейной педагогики. Это были посещения мини-музея детского сада «Белгородчина — мой край родной», музеев нашего города — краеведческого музея и музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» и онлайн-просмотры видеоуроков «История и традиции Белгородского края» [1]. Музеи посещали все участники проекта — педагоги, дети и их родители. Содержание экскурсии в краеведческом музее было интересным, информативным и доступным пониманию детьми дошкольного возраста. Дети увидели животный и растительный мир Белгородчины, костюмы воинов древних времен, старинную мебель, значительно отличающуюся от наших времен, мужские и женские костюмы нашего края разных времен, предметы и оружие от давней старины до наших дней. Дети были настолько впечатлены полученной информацией, что долгое время вспоминали об этом походе в музей.

Отдельная экскурсия была посвящена посещению музея-диорамы «Огненная Дуга». Здесь экскурсовод от имени куклы Кати, одетой в военную форму, доступно рассказала детям о страшном танковом сражении под Прохоровкой, которое длилось пятьдесят дней и ночей, наши войска уже не отступали, а шли вперед и гнали фашистов с родной земли. По традиции экскурсия завершилась угощением сотрудниками музея ребят, их родителей и педагогов свежим полевым хлебом.

Стало уже традицией — ежегодно 12 июля Белгородчина празднует День Прохоровского поля. В нашей дошкольной организации тоже проходят патриотические мероприятия, а семьи с нашими воспитанниками по возможности (так как продолжается СВО), стараются посетить это священное место и активно участвуют в общих массовых торжественных мероприятиях, делают памятное семейное фото у Звонницы, у военной техники времен Великой Отечественной войны, посещают музеи третьего ратного поля России, нашей героической Родины.

Целью следующего тура «Выходного дня» было посещение памятных мест нашего города — Соборной площади и ее архитектурного ансамбля из зданий Администрации города, драматического театра имени М. С. Щепкина, гостиницы «Белгород», Дворца бракосочетания; Аллеи героев, парка отдыха «Победа», памятников «Вечный огонь» и «Князь Владимир». Примечательно, что эти места были знакомы детям и каждый хотел поделиться своими впечатлениями о посещении этих мест.

Знакомство с историей родного Края способствует воспитанию у наших детей чувства гордости за свою малую Родину и свой народ, за свою страну и ее героев. Реализуя наш проект, мы рекомендовали родителям наших воспитанников чаще читать детям книги, смотреть с ними фильмы о войне, обсуждать их после просмотра. Слушать песни военных лет, которые поднимали дух бойцам, вселяли веру в победу, звали в бой, напоминали о доме. Также родителям было предложено помочь своему ребенку выучить стихотворение, которое он сможет прочитать на утреннике в детском саду или на конкурсе «Голос Родины».

Когда у нас в Белгороде стало опасно находиться на улицах из-за обстрелов, мы продолжили наш проект в дистанционном режиме, чтобы не подвергать ребят и себя опасности. Мы продолжили знакомство ребят с нашим городом, создавая видеофильмы и рассказывая об улицах города, его памятных местах, достопримечательностях. Так у нас появились познавательные фильмы: «Наша малая Родина — Белгород»; «Памятные места Белогорья» (видео-экскурсия о военном госпитале в здании школы № 33); «Никто не забыт, ничто не забыто» (видео-экскурсия по празднично украшенному городу к 9 мая).

Воспитанники нашей группы участвовали в Акции «Стихи Победы», педагоги совместно с детьми и их родителями поддержали акцию «Окна Победы», «Расскажи о своем герое», «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», челендж «Мы — наследники Победы».

Наш проект тесно перекликался с проектом музыкального руководителя «Пою тебя, моя Россия, пою тебя, моя Земля». Участницами ансамбля, педагогами МБДОУ д/с № 65 «Соловушка», были исполнены песни военных лет и о Родине: «Землянка», «Казаки в Берлине», «Огонек», «Синий платочек». За исполнение песни «Матушка Россия» (слова и музыка Н. Будневой), вокальный ансамбль был награжден Дипломом 1 степени Всероссийского творческого конкурса «Моя Родина — моя гордость!», в номинации «О тебе пою, Родина». Родители с детьми также активно участвовали в челендже и присылали свои видео с исполнением семьей песен военных лет.

Вот сколько интересных, творческих мероприятий объединил в себе наш патриотический проект. Благодаря нашему проекту и тем мероприятиям, творческим делам, которые мы проводили, был получен эмоциональный отклик наших воспитанников. И мы с уверенностью можем сказать, что в сердцах ребят живет чувство гордости за свой родной город — город Белгород. Дети познакомились с интересными страничками истории прошлого и настоящего своей малой Родины. Реализация проекта способствовала воспитанию у детей доброты, милосердия, ответственности. Не забывать о таких важных понятиях, как сопереживание и великодушие.

Наш проект «Белгород родной — ты город славы боевой!» помог детям понять, что мы победили в Великой Отечественной войне, и победим сейчас, потому что умеем любить свою Родину, чтим сами и учим детей чтить своих Героев, отдавших жизнь за мирное небо и счастье людей.

Литература:

  1. В музей без преград. Видео-уроки «История и традиции Белгородского края» http://xn--90aepik.xn--p1ai/for-visitors/v-muzey-bez-pregrad/ (Дата обращения 22.02.2024; 12.06.2024; 05.08.2024)
  2. Нищева Н. В., Кириллова Ю. А. «Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. — 128 с.
  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. https://bookscafe.net/read/suhomlinskiy_v-serdce_otdayu_detyam-62927.html#p1 (Дата обращения 10.08.2024)
  4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования// https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (Дата обращения 16.08.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): Белгород, ребенок, малая Родина, детский сад, проект, родитель, город славы, музейная педагогика, родной Край, семья.


Похожие статьи

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса

В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии и патриотическом воспитании подрастающего поколения

В статье представлен опыт работы детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников, основанный на отечественных традициях обучения и воспитания.

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Развитие патриотических чувств к родной Белгородской земле у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе истории города Белгорода.

Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...

Школьный музей боевой славы как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея боевой славы Первой гвардейской армии МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода)

В статье автор пытается рассмотреть проблемы патриотического воспитания, через призму музейной педагогики, описывает особенности работы с обучающимися средней школы на примере школьного музея боевой славы.

Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников

Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента...

От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»

Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Похожие статьи

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса

В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии и патриотическом воспитании подрастающего поколения

В статье представлен опыт работы детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников, основанный на отечественных традициях обучения и воспитания.

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Развитие патриотических чувств к родной Белгородской земле у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе истории города Белгорода.

Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...

Школьный музей боевой славы как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея боевой славы Первой гвардейской армии МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода)

В статье автор пытается рассмотреть проблемы патриотического воспитания, через призму музейной педагогики, описывает особенности работы с обучающимися средней школы на примере школьного музея боевой славы.

Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников

Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента...

От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»

Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Задать вопрос