Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
К. Симонов
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе — одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. [2]
Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину — значит знать её.
Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина — ближайшее окружение стало объектом его познания.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта виде чувств, отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых. [3]
Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий, открывающей новые возможности обучения и воспитания дошкольников и наиболее подходящей для решения задач формирования гражданской идентичности и любви к Родине, является метод проектного обучения.
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. [6]
Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения с духовно-нравственными ценностями, гражданскими и патриотическими чувствами, уважением к культурно-историческому прошлому своей Родины.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
- постановка цели;
- поиск формы реализации проекта;
- разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
- организация развивающей предметно-пространственной среды;
- определение направлений поисковой и практической деятельности;
- организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
- коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Большое значение для развития познавательных интересов ребенка имеет работа над проектом, в ходе которой происходит интеграция общих способов решения педагогических и творческих задач, общих способов мыслительной, языковой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. [4]
Совместная творческая работа детей дает им возможность проявить себя в различных ролевых играх, развивая коммуникативные и нравственные качества.
В реализации проектов большую роль играет привлечение родителей (законных представителей). Вовлекая родителей (законных представителей) в работу над проектом, воспитатели детских садов создают дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта и расширения возможностей реализации проекта.
Краеведческий проект «Нет милей родного края»
Актуальность проекта
Краеведческий проект «Нет милей родного края» обладает особой значимостью именно в дошкольном образовательном учреждении благодаря следующим аспектам:
1. Формирование патриотизма и любви к малой родине. Проект помогает детям осознать ценность своей родины и региона, воспитывая уважение к культуре, истории и традициям своего народа. Это способствует развитию чувства гордости за свою страну и формирует основы гражданского сознания.
2. Развитие познавательной активности. Знакомство детей с природой, достопримечательностями и культурой родного края стимулирует интерес к познанию окружающего мира, расширяя кругозор и формируя представление о разнообразии природы и культур разных регионов России.
3. Воспитание эстетического вкуса. Дети знакомятся с природными красотами, памятниками архитектуры и искусства, что развивает чувство прекрасного и учит ценить красоту родного края.
4. Создание условий для социализации и коммуникации. Совместные мероприятия, экскурсии и творческие занятия способствуют развитию коммуникативных навыков, укреплению межличностных связей среди воспитанников детского сада и их родителей.
Краеведческая работа является важным компонентом воспитания подрастающего поколения, способствующим формированию гармоничной и всесторонне развитой личности. [5]
Проблема
Работая по данной теме не первый год, мы столкнулись с тем, что у педагогов и родителей имеются поверхностные знания о прошлом и настоящем родного города. Не имея их, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, поэтому большая роль в этом вопросе отводится ДОУ. Просвещать необходимо не только дошкольников, но и педагогов и родителей. Волжский — молодой город, но, как оказалось, уже сейчас он имеет богатое архитектурное наследие. Знания фактов истории Волжского необходимы, но недостаточны для того, чтобы полюбить его. Необходимо эмоционально «включить детей», показав на примере родного края, что все мы немного Россия. Нужно ощущение причастности, соборности и единения малой Родины и большой России. Красивые городские пейзажи, многообразие архитектурных форм и сооружений, насыщенная культурная жизнь, богатое духовное наследие — всё это может стать средством формирования общей культуры личности, обогащения эмоционально-чувственного опыта, формирования нравственных ценностей, правил и норм поведения юного волжанина. Проект имеет социальную значимость благодаря возможности широкого охвата слушателей с последующим их эмоциональным включением в процесс. Он позволит приобщить к истории Волжского не только его жителей, но и совсем, казалось бы, посторонних людей.
Идея проекта: расширение представлений детей о малой родине в практико-ориентированной поисковой деятельности.
Цель проекта :
Содействие духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников, педагогов и родителей посредством краеведческого просвещения.
Задачи:
— Обеспечить детей начальными знаниями о географии, флоре и фауне родного края.
— Формировать у детей интерес к истории своей малой родины.
— Способствовать пониманию культурных традиций и народного искусства родного края.
— Обогащать и пополнять словарный запас детей, формировать гражданскую позицию, чувство любви к малой родине.
— Создать условия для активного участия родителей в мероприятиях, проводимых в рамках проекта.
План реализации проекта. Формы работы педагогов с детьми.
В рамках Проекта проведены:
— Экскурсии для детей и родителей из детского сада (путешествие по значимым местам города всей семьей). Педагоги составили маршруты экскурсий по значимым местам города и совместно с родителями и детьми в выходной день провели экскурсии. Рис. 1, 2, 3, 4.
Рис. 1, 2. Экскурсия на Площадь им. В. И. Ленина
Рис. 3. 4. Экскурсия в Храм Иоанна Богослова
— Образовательные мероприятия с сотрудниками краеведческого музея для детей ДОУ. Рис. 5, 6.
|
|
|
|
Рис. 5. Великая Отечественная война |
Рис. 6. Игрушки советского детства |
— Интеллектуально-краеведческий батл «Знатоки родного края» среди воспитанников ДОУ Волгоградской области. Рис. 7, 8.
|
|
|
|
Рис. 7 Дипломы и медали |
Рис. 8. Интеллектуально-краеведческий батл «Знатоки родного края» |
— Разработаны и изданы краеведческие дидактические фотоальбомы для дошкольников 5–7 лет. Рис. 9, 10, 11, 12.
|
|
|
|
Рис. 9. Парк «Гидростроитель» |
Рис. 10. Озеро лотосов |
|
|
|
|
Рис. 11. Медведицкая гряда |
Рис. 12. Шукшинский утес |
Продукт проектной деятельности
— Дидактические видеоэкскурсии для дошкольников 5–7 лет, созданные педагогами ДОУ. Рис. 13, 14.
|
|
|
|
Рис. 13. Столбичи |
Рис. 14. Кипящий родник |
В ходе реализации проекта мы наблюдали, как возрастал познавательный и творческий интерес детей к данной теме. Мотивация «мы хотим знать» на начальном этапе проекта сменилась на мотивацию «мы хотим рассказать другим». Дети с удовольствием рассказали об экскурсиях выходного дня с родителями, о том, что узнали нового.
Таким образом, реализация краеведческого проекта способствует гармоничному развитию личности ребенка, формирует основы гражданской идентичности и укрепляет связь поколений. [1]
Литература:
- М. В. Корепанова, Л. В. Лосева, А. М. Яценко «Мы живем на Земле Волгоградской». Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников — Волгоград, 2003.
- Л. В. Лосева, М. В. Корепанова, А. М. Яценко. Моя Родина — Волгоград: программа нравственно — патриотического воспитания дошкольников — Волгоград, 2002.
- Н. В. Алёшина «Знакомим дошкольников с родным городом», М., 2024.
- Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] / А. К. Быков // Педагогика. –2006. –№ 2. –С. 37–42.
- Е. С. Евдокимова «Воспитание маленького волжанина» (первые шаги эксперимента), Волгоград, 2003.
- Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Моя семья», / Е. Н. Акентьева, Т. Г. Златокрылец, Т. В. Катькалова, М. В. Корепанова, А. М. Соболева, Е. В. Самохина — 2-е изд, испр. и доп. — науч. Ред. Проф. Е. Н. Акентьева, — Волгоград, РИЦ ГАУ ДПО «ВГАПО», 2025. — 164 с.

