Психолого-педагогическое сопровождение нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.10.2022

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Кутузова, О. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста / О. Ю. Кутузова, Л. А. Комарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 327-330. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95720/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы представляют свое видение системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Ключевые слова: нравственность, патриотизм, семья, родина, дети.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени, оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота, способной успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и военное время. Не секрет, что воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, так как это наиболее благоприятный период для формирования личности человека. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит воспитание нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким ему людям. При всем многообразии программ по нравственно-патриотическому воспитанию стоит отметить нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и своих собственных интересах. В связи с этим, разработка новых методов воспитания нравственно-патриотических чувств личности ребенка дошкольника является одной из главных задач, которые ставят перед собой психологи, педагоги и родители. И процесс этот должен проходить чисто индивидуально для каждого ребенка, каждого региона нашей страны.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников является: создание условий для становления основ патриотического сознания детей через позитивную социализацию, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Это возможно только при установление тесных связей дошкольного учреждение с семьей. Необходимость подключения семьи к педагогическому процессу объясняется особыми психологическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др.

Сопровождение нравственно-патриотического воспитания предполагает работу со всеми участниками образовательных отношений. В нашем ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что успех в воспитании нравственно-патриотических чувств будет достигнут только, тогда, если сам педагог будет знать и любить историю своей страны, своего родного края. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Поэтому, все мероприятия планируются с учетом особенностей и традиций ДОУ и нашего поселка. Наиболее эффективной формой организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является проектная деятельность. В качестве методологической основы проектирования был выбран событийный подход, согласно которому воспитательная система дошкольного учреждения рассматривается как пространство совместной деятельности детей и взрослых, организуемой с учетом: — социальной ситуацией развития детей, — социально-культурных обстоятельств жизнедеятельности социума. В соответствии с этим проектная деятельность строится по четырем направлениям и возрастам: я и мои друзья (мой детский сад), семья, малая Родина, родная страна.

Проиллюстрируем это в таблице 1.

Таблица 1

Возраст

Тематическое направление воспитательного процесса

«Возлюби ближнего как самого себя»

От счастья ключи в семье ищи»

«Родной свой край люби и знай!»

«Россия — Родина моя!»

3–4

Проект : «Это я и мои друзья».

«Папа, мама, я — дружная семья»

«Вот моя улица, вот мой дом родной»

«Красота Российских мест удивляет»

4–5

«Я. Каким себя я вижу» /мой автопортрет, моё настроение, мои друзья.

Проект : «Это вся моя семья».

«Сказки нашего края» /сказки бабушки Куприянихи/ «Игрушка — говорушка» /народные промыслы/

«Народная символика России» /берёзка, матрёшка, частушка и т. д./

5–6

«Я — глазами друзей» /Что мне нравится — не нравится, театр мим, мальчики и девочки

«Что такое семь Я» /Генеалогическое древо, чем порадуем родителей? Особый день семьи /

Проект : «Городок под Воронежем»

«История России в былинах, стихотворениях и в песнях»

6–7

«Я -глазами взрослых» /мой внутренний мир, наши эмоции, мы так похожи

«Если мы вежливы, то…» /невежа, мы внуки и внучки, встань на их место, не поделили/

«Край родной, навек любимый» /знаменитые земляки, художники земли Рамонской, Рамонь — поэтическая/

Проект : «Мне посчастливилось родиться на Руси»

Для формирования у детей младшего дошкольного возраста социального опыта общения, воспитания привязанности к близким людям реализуются темы: «Я и мои друзья» или «Детский сад»; «Семья». В процессе работы у ребенка начинается постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувства «родительского дома» ложится в основу любви к малой Родине, Отчизне. Примерные проекты для детей младшего (таблица 2) и среднего дошкольного возраста (таблица 3).

Таблица 2

Тип проекта

Познавательно-игровой

Цель

«Возлюби ближнего как самого себя»

Состав участников

Ребёнок и другие дети группы

Формы работы

Тематические ОД по валеологии, игра «Свет мой, зеркальце скажи», упражнение «Дружба начинается с улыбки», игра «Знакомство» и др.

Продолжительность

В течение учебного года

Результат

Научить детей различать свои индивидуальные особенности, развивать внимание к самому себе, формировать внимательное отношение к друзьям

Презентация

Открытое мероприятие: Вечер встречи друзей — «Расскажи мне обо мне»

Таблица 3

Тип проекта

Творческий

Цель

«От счастья ключи в семье ищи»

Состав участников

Дети и родители

Формы работы

Беседа «С кем ты живёшь?», фотогазета «Пока мы вместе нам не скучно», рисунки «Портреты моих родителей», «Я — глазами своей семьи»

Продолжительность

В течение учебного года

Результат

Воспитание у детей чувства глубокой любви и привязанности к родным людям, учить детей ценить заботу, получать радость от общения и помощи взрослым

Презентация

Создания альбома «Это вся моя семья»

В течение года тематика проектов может меняться, проект может расширяться краткосрочными проектами в зависимости от интересов и потребностей детей и их родителей.

Тематическое направление для старших дошкольников — малая Родина предусматривает:

— развитие интереса к истории родного края, жизни прославленных земляков;

— бережное отношение к родной природе;

— понимание значения труда родителей;

— готовность выполнять общественные обязанности;

— толерантное отношение к людям, умение жить рядом.

В рамках данного направления реализуется проект «Есть городок под Воронежем».

Таблица 4

Тип проекта

Информационный

Цель

«Родной свой край люби и знай»

Состав участников

Дети и родители

Формы работы

Создание маршрута «Семейный поход», рекомендации для родителей по проведению экскурсии, групповая экскурсия в музей краеведения при Рамонском лицеи, в музей народных игр для детей и взрослых «Бирюльки»

Продолжительность

Долгосрочный

Результат

Помощь семье в воспитании любви к родному краю

Презентация

Музыкально-литературная композиция: «Странички истории из жизни Рамони»

Тематический раздел для самых старших дошкольников — родная страна формирует представления о российском государстве, государственных и народных символах; понимание сущности долга перед Родиной; развитие интереса к героическому прошлому страны; выявление потребности охранять исторические памятники; сохранять материальные ценности Отечества. В рамках данного направления реализуются проекты: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Россия — родина моя».

Таблица 5

Тип проекта

Поисково-творческий

Цель

«Россия — Родина моя»

Состав участников

Совместное участие детей, родителей и воспитателей

Формы работы

Сбор материала по темам: «Символика нашей России», «Дорогая моя столица», «Родина — колыбель героев», «Мне посчастливилось родиться на Руси», разучивание стихотворений, песен, народных игр

Продолжительность

В течение учебного года

Результат

Воспитание маленького гражданина любящего и знающего свою страну

Презентация

Литературно-музыкальные композиции и вечера по темам

Таким образом, для осуществления задач нравственно-патриотического воспитания необходимо проводить систематическую работу, направленную на привитие детям любви к семье. Родному краю и стране. Кроме того, все проектные мероприятия должны вызывать у детей не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он услышал, что увидел, в чем поучаствовал или сделать какое-нибудь доброе дело для родных, для своей улицы, детского сада и т. д.

Литература:

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание. — М.: ЦГЛ, 2004.

2. Маханева Н.Д Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. — М., 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, Россия, семья, состав участников, тип проекта, форма работы, дошкольный возраст, малая Родина, нравственно-патриотическое воспитание, проект, родитель, таблица.


Похожие статьи

Работа воспитателя с дошкольниками по реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО

В статье речь идет об организации работы воспитателя по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

В статье авторы рассуждают о том, что такое патриотизм для ребенка.

Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников

В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Анализируется смысловая структура понятия «патриотизм». Охарактеризованы существенные критерии и показате...

Похожие статьи

Работа воспитателя с дошкольниками по реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО

В статье речь идет об организации работы воспитателя по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

В статье авторы рассуждают о том, что такое патриотизм для ребенка.

Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников

В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Анализируется смысловая структура понятия «патриотизм». Охарактеризованы существенные критерии и показате...

Задать вопрос