В статье авторы представляют свое видение системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Ключевые слова: нравственность, патриотизм, семья, родина, дети.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени, оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота, способной успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и военное время. Не секрет, что воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, так как это наиболее благоприятный период для формирования личности человека. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит воспитание нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким ему людям. При всем многообразии программ по нравственно-патриотическому воспитанию стоит отметить нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и своих собственных интересах. В связи с этим, разработка новых методов воспитания нравственно-патриотических чувств личности ребенка дошкольника является одной из главных задач, которые ставят перед собой психологи, педагоги и родители. И процесс этот должен проходить чисто индивидуально для каждого ребенка, каждого региона нашей страны.
Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников является: создание условий для становления основ патриотического сознания детей через позитивную социализацию, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Это возможно только при установление тесных связей дошкольного учреждение с семьей. Необходимость подключения семьи к педагогическому процессу объясняется особыми психологическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др.
Сопровождение нравственно-патриотического воспитания предполагает работу со всеми участниками образовательных отношений. В нашем ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что успех в воспитании нравственно-патриотических чувств будет достигнут только, тогда, если сам педагог будет знать и любить историю своей страны, своего родного края. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Поэтому, все мероприятия планируются с учетом особенностей и традиций ДОУ и нашего поселка. Наиболее эффективной формой организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является проектная деятельность. В качестве методологической основы проектирования был выбран событийный подход, согласно которому воспитательная система дошкольного учреждения рассматривается как пространство совместной деятельности детей и взрослых, организуемой с учетом: — социальной ситуацией развития детей, — социально-культурных обстоятельств жизнедеятельности социума. В соответствии с этим проектная деятельность строится по четырем направлениям и возрастам: я и мои друзья (мой детский сад), семья, малая Родина, родная страна.
Проиллюстрируем это в таблице 1.
Таблица 1
Возраст |
Тематическое направление воспитательного процесса |
|||
«Возлюби ближнего как самого себя» |
От счастья ключи в семье ищи» |
«Родной свой край люби и знай!» |
«Россия — Родина моя!» |
|
3–4 |
Проект : «Это я и мои друзья». |
«Папа, мама, я — дружная семья» |
«Вот моя улица, вот мой дом родной» |
«Красота Российских мест удивляет» |
4–5 |
«Я. Каким себя я вижу» /мой автопортрет, моё настроение, мои друзья. |
Проект : «Это вся моя семья». |
«Сказки нашего края» /сказки бабушки Куприянихи/ «Игрушка — говорушка» /народные промыслы/ |
«Народная символика России» /берёзка, матрёшка, частушка и т. д./ |
5–6 |
«Я — глазами друзей» /Что мне нравится — не нравится, театр мим, мальчики и девочки |
«Что такое семь Я» /Генеалогическое древо, чем порадуем родителей? Особый день семьи / |
Проект : «Городок под Воронежем» |
«История России в былинах, стихотворениях и в песнях» |
6–7 |
«Я -глазами взрослых» /мой внутренний мир, наши эмоции, мы так похожи |
«Если мы вежливы, то…» /невежа, мы внуки и внучки, встань на их место, не поделили/ |
«Край родной, навек любимый» /знаменитые земляки, художники земли Рамонской, Рамонь — поэтическая/ |
Проект : «Мне посчастливилось родиться на Руси» |
Для формирования у детей младшего дошкольного возраста социального опыта общения, воспитания привязанности к близким людям реализуются темы: «Я и мои друзья» или «Детский сад»; «Семья». В процессе работы у ребенка начинается постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувства «родительского дома» ложится в основу любви к малой Родине, Отчизне. Примерные проекты для детей младшего (таблица 2) и среднего дошкольного возраста (таблица 3).
Таблица 2
Тип проекта |
Познавательно-игровой |
Цель |
«Возлюби ближнего как самого себя» |
Состав участников |
Ребёнок и другие дети группы |
Формы работы |
Тематические ОД по валеологии, игра «Свет мой, зеркальце скажи», упражнение «Дружба начинается с улыбки», игра «Знакомство» и др. |
Продолжительность |
В течение учебного года |
Результат |
Научить детей различать свои индивидуальные особенности, развивать внимание к самому себе, формировать внимательное отношение к друзьям |
Презентация |
Открытое мероприятие: Вечер встречи друзей — «Расскажи мне обо мне» |
Таблица 3
Тип проекта |
Творческий |
Цель |
«От счастья ключи в семье ищи» |
Состав участников |
Дети и родители |
Формы работы |
Беседа «С кем ты живёшь?», фотогазета «Пока мы вместе нам не скучно», рисунки «Портреты моих родителей», «Я — глазами своей семьи» |
Продолжительность |
В течение учебного года |
Результат |
Воспитание у детей чувства глубокой любви и привязанности к родным людям, учить детей ценить заботу, получать радость от общения и помощи взрослым |
Презентация |
Создания альбома «Это вся моя семья» |
В течение года тематика проектов может меняться, проект может расширяться краткосрочными проектами в зависимости от интересов и потребностей детей и их родителей.
Тематическое направление для старших дошкольников — малая Родина предусматривает:
— развитие интереса к истории родного края, жизни прославленных земляков;
— бережное отношение к родной природе;
— понимание значения труда родителей;
— готовность выполнять общественные обязанности;
— толерантное отношение к людям, умение жить рядом.
В рамках данного направления реализуется проект «Есть городок под Воронежем».
Таблица 4
Тип проекта |
Информационный |
Цель |
«Родной свой край люби и знай» |
Состав участников |
Дети и родители |
Формы работы |
Создание маршрута «Семейный поход», рекомендации для родителей по проведению экскурсии, групповая экскурсия в музей краеведения при Рамонском лицеи, в музей народных игр для детей и взрослых «Бирюльки» |
Продолжительность |
Долгосрочный |
Результат |
Помощь семье в воспитании любви к родному краю |
Презентация |
Музыкально-литературная композиция: «Странички истории из жизни Рамони» |
Тематический раздел для самых старших дошкольников — родная страна формирует представления о российском государстве, государственных и народных символах; понимание сущности долга перед Родиной; развитие интереса к героическому прошлому страны; выявление потребности охранять исторические памятники; сохранять материальные ценности Отечества. В рамках данного направления реализуются проекты: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Россия — родина моя».
Таблица 5
Тип проекта |
Поисково-творческий |
Цель |
«Россия — Родина моя» |
Состав участников |
Совместное участие детей, родителей и воспитателей |
Формы работы |
Сбор материала по темам: «Символика нашей России», «Дорогая моя столица», «Родина — колыбель героев», «Мне посчастливилось родиться на Руси», разучивание стихотворений, песен, народных игр |
Продолжительность |
В течение учебного года |
Результат |
Воспитание маленького гражданина любящего и знающего свою страну |
Презентация |
Литературно-музыкальные композиции и вечера по темам |
Таким образом, для осуществления задач нравственно-патриотического воспитания необходимо проводить систематическую работу, направленную на привитие детям любви к семье. Родному краю и стране. Кроме того, все проектные мероприятия должны вызывать у детей не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он услышал, что увидел, в чем поучаствовал или сделать какое-нибудь доброе дело для родных, для своей улицы, детского сада и т. д.
Литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание. — М.: ЦГЛ, 2004.
2. Маханева Н.Д Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. — М., 2015.