Проектная деятельность в патриотическом воспитании старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 12.07.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Шандра, А. В. Проектная деятельность в патриотическом воспитании старших дошкольников / А. В. Шандра, М. Т. Мухтарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — URL: https://moluch.ru/archive/527/116643/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье авторы раскрывают роль проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников на примере своего опыта работы.

Ключевые слова: проектная деятельность, патриотическое воспитание.

Дошкольный возраст — период в который человек развивается наиболее активно, и в котором происходит закладка отношения к окружающей ребенка действительности через призму педагогического воздействия и формируемый социальный опыт. Ребенок начинает принимать и примерять на себя нравственные моральные нормы, подражая взрослым, пробует себя в различных видах деятельности.

Патриотическое воспитание является центром личностного развития, и влияет на мировоззрение человека в целом.

Выстраивание нравственной основы личности ребенка начинается с младшего дошкольного возраста: осознавая любовь к близким и родным людям, внимание к детям в детском саду, понимание заботы о ребенке взрослых, и далее на этой основе происходит формирование любви к родному городу, краю, стране.

Семья одна из составляющих системы патриотического воспитания, как место где закладываются жизненные ориентиры, и ребенок получает первый жизненный опыт, то что будет заложено в семье — останется с ребенком на долгие годы и сформирует в конечном итоге его как личность, потому что по длительности воздействия на ребенка — семья находится на первом месте.

Мощным стимулом в этом направлении является знакомство детей с особенностями культуры, обычаев, традиций народа, историей страны и малой родины, биографией людей, прославивших свое Отечество, которое происходит в дошкольном учреждении.

Если вначале данной работы пример семьи является доминирующим, то на втором этапе на первый план выходит детский сад с организованной в данном направлении работой. Но семья и ее убеждения и ее пример-не утрачивает своей актуальности, а значит на этом этапе образовательная организация должна координировать действия с семьями, побуждать их действовать в направлении развития патриотических качеств совместно. Именно поэтому, патриотическое воспитание дошкольника немыслимо без привлечения семьи и ее участия и установок.

В данном контексте актуальным становится поиск эффективных методик и технологий взаимодействия всех участников образовательных отношений в направлении патриотического воспитания подрастающего поколения.

Одним из самых эффективных методов такого взаимодействия, который отвечает запросу на совместную работу и при этом отличается личностной ориентированностью, является метод проектов. Он достаточно широко используется в сфере дошкольного образования, поскольку помогает не только воздействовать на ребенка, но и научить его самого находить интересующую его информацию и умение правильно интерпретировать ее применять полученные знания на практике, а главное — привлекать в разной степени родителей в воспитательно-образовательную работу с детьми. Проектная деятельность направлена на развитие всех ее участников, что и позволяет комплексно решать задачи воспитания в том числе и патриотического. Она обогащает опыт и представления ребенка и родителей в определенной теме, стимулирует их интерес и познавательную активность.

Правильно подобранная тема проекта и степень активности ее участников позволят эффективнее работать над воспитанием нравственных качеств личности, как самой сложной категории для детей дошкольного возраста и наиболее актуальной на современном этапе развития образования, когда существует запрос на высокие моральные качества личности и патриотизм.

Цели проектов по патриотическому воспитанию — едины — воспитание и развитие патриотических качеств дошкольников, а вот пути — разные. Можно выделить несколько основных направлений-основ, используемых в нашем детском саду при реализации воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию.

  1. Знаменитые люди, прославившие свое отечество — их пример и мотивы.
  2. Достопримечательности города (населенного пункта), в котором проживает ребенок, их историческая ценность,
  3. Народная культура и традиции, которые отражают представления о жизни и любовь к своему Отечеству и малой Родине.
  4. Праздничная культура — значение праздников и принятие их философии через участие.
  5. Особенности природы родных мест и заботы о ней в рамках экологической культуры.
  6. Отношения людей друг к другу, взаимодействие между людьми, общности.

Следует отметить что все эти направления так или иначе затрагиваются в любой проектной деятельности нацеленной на воспитание патриотизма, но ключевую область обязательно следует выделить, так как категория «патриот» сложна для ребенка и усваивается больше как предпосылки, которые складываются воедино из на первый взгляд, разрозненных представлений.

Степень участия родителей в проектной деятельности так же будет зависеть от выбранного направления и поставленной цели.

Типы проектов по патриотическому воспитанию, характерные и целесообразные для использования в детском саду — это исследовательские, творческие или комплексные. Комплексные проекты более доступны для детей в старшем дошкольном возрасте, но это не исключает их использование с детьми помладше или в качестве межгрупповых проектов результат которых складывается из деятельности разных групп.

В нашей группе особое внимание уделяется патриотическим проектам «накопительного» характера. Это комплексный проект, который позволяет не только проработать образовательные и воспитательные задачи, но и внести личностно-ориентированную нотку в развивающую предметно-пространственную среду группы. В таких проектах высока степень участия родителей, важно только правильно организовать работу.

Одним из таких комплексных проектов, направленных на воспитание патриотических качеств и любви к своей родине природе, является проект для детей подготовительной к школе группы «Карта интересных мест».

Задачи проекта:

  1. Расширить представления детей о природе и достопримечательностях России.
  2. Развивать познавательную активность и творческие способности детей.
  3. Воспитывать патриотизм и умение видеть красоту родной земли.

Предварительная работа:

Познакомить дошкольников с картой России и Краснодарского края, условными обозначениями.

Рассматривание иллюстраций по темам «Природа России». «Достопримечательности России»

Беседа «О путешествиях», «Лучшее место на свете», «Где мне нравиться отдыхать», «Какие места хочется посетить».

Изготовление меток для карты «Рисование «Путешественники»

Заготовки для страниц альбома.

Разучивание физминутки «Путешественники».

Информирование родителей о проектной деятельности.

Основной этап проекта:

Детям предлагается совместно с родителями оформить страницу альбома «Россия — Родина моя», в котором будут собраны места значимые для каждой семьи, где ребенок побывал или где ему нравиться бывать больше всего или что ему запомнилось, можно использовать любые техники, рисовать, добавлять фото. Главное условие чтоб вписать материал в формат страницы.

В этой части следует отметить, что, привлекая родителей к проектной деятельности, не стоит устанавливать жесткие рамки или ограничения это оттолкнет от выполнения проектного задания, но общие требования важны — в данном случае таким ограничителем выступил уже готовый макет страницы, что позволит при всем многообразии техник исполнения получит целостный результат.

В режиме дня было выделено время, когда ребенок мог рассказать о том, что изображено на его листе альбома, как только ребята слышали музыку физминутки — это был сигнал к выполнению упражнения и слушанию истории.

По дорожке ты шагай

маршируют на месте

От ребят не отставай,

перестроение в круг

Время важное у нас

маршируют по кругу

В путь отправимся сейчас

маршируют по кругу

Кто нас поведет в поход

хлопают в ладоши

Выходи скорей вперед.

хлопают в ладоши

Следует обратить внимание, что важно предложить ребенку выбор хочет ли он рассказать о том месте, где ему нравится бывать или которое ему запомнилось…

После рассказа, на карте устанавливается метка, изготовленная совместно с ребенком, обозначая то место, о котором идет речь. Именно поэтому важно, чтоб карт было несколько (Россия, край, город) чтоб вместе с детьми определить на какой карте удобно отметить это место.

Таким образом из отдельных страниц получается альбом с уголками нашей Родины или Края, который является личностно-значимым для каждого ребенка и не утратит свою актуальность в РППС группы.

Важную роль играет освещение хода проекта, и его результатов. Можно готовый альбом выложить в приемной там же расположить карту — дети гордятся своим творчеством, рассказывают родителям о самом интересном — а продукты проекта — хороший наглядный стимул, это мотивирует родителей на дальнейшее партнерское сотрудничество с педагогом.

Литература:

  1. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5–7 лет / М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: подготовительная группа / Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. — М.: Издательство Скрипторий, 2010.
  3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: планирование работы и конспекты занятий / А. Я. Ветохина и др. — СПб: Детство-Пресс, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, проектная деятельность, ребенок, детский сад, место, воспитательно-образовательная работа, дошкольный возраст, малая Родина, познавательная активность, Россия.


Похожие статьи

Задать вопрос