Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Авторы: Кузькина Юлия Николаевна, Макаренко Оксана Михайловна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 10.05.2020
Статья просмотрена: 127 раз
Библиографическое описание:
Кузькина, Ю. Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / Ю. Н. Кузькина, О. М. Макаренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5240/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: дошкольный возраст, коренной народ Кузбасса, малая родина, нравственно-патриотическое воспитание, патриотизм.
На сегодняшний день мы заново осознаем значение воспитания патриотизма. Перед дошкольными образовательными организациями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок.
В словаре Ожегова С. И. патриотизм определяется, как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» [2]. «Современный толковый словарь русского языка» Т. Ф. Ефремовой объясняет патриотизм как «любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [1, с. 978] Для подрастающего поколения патриотическое воспитание должно дать новый толчок, способствовать духовному развитию народа, развитию в России патриотического общества. Патриотизм выражается и как личностное качество, которое включает в себя следующие компоненты: любовь к «малой» Родине, к земле где родился и вырос, социальную толерантность и стремление выполнять свой долг перед Отечеством.
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Дошкольный возраст наиболее благоприятное время для становления основ патриотизма. Именно в этом возрасте закладываются нравственные основы личности, в том числе и любовь к отечеству, осознание себя как части огромного целого, именуемого «народ», основы будущей гражданской позиции. Ребенок дошкольного возраста открыт и восприимчив ко всему новому, любознателен, активен.
Нормативные документы также считают патриотическое воспитание одним из приоритетных направлений в ДОО: одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [4].
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» на период до 2025 года, подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России…» [3].
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [3].
С целью повышения эффективности нравственно-патриотического воспитания в ДОО для детей 5–6 был разработан проект «Кузбасс – мой край родной» по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа и коренных народов Кузбасса. Особое внимание в проекте уделено региональному компоненту, познавая историю своего края, дети узнают об общности исторического прошлого и настоящего своего народа, у них развивается чувство принадлежности к определенной культуре, сопричастности событиям, происходившим и происходящих в своем городе и стране. Ведь практически все дети (96 %) на момент начала реализации проекта не знали коренных народов, населяющих Кузбасс, их культуру, традиции, недостаточно знакомы они и с бытом русского народа, их традициями, праздниками, творчеством.
Для реализации проекта мы используем потенциал мини-музея «Родной Кузбасс», он является уникальным музеем русского быта и быта коренных народов Кузбасса. На данный момент в музее наиболее представлены элементы русского быта, но он постепенно пополняется и экспонатами быта телеутов и шорцев. Проект «Кузбасс-мой край родной» включает в себя организацию и проведение экскурсий, игровых программ, практических занятий, организованную образовательную деятельность.
Оригинальностьпроекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов земли Кузнецкой — шорцев и телеутов, но и в процессе знакомства с этнокультурой коренных народов, мы сопоставляем их культуру, быт, традиции с русской народной культурой. Находим не только явные различия, но и «созвучие» этих культур, точки соприкосновения и общность.
Проект рассчитан на детей 5–6 лет. Он предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа, с поэтическим народным творчеством. Наряду с этим много внимания уделяется изучению быта коренных жителей Кузбасса (шорцы, телеуты). На занятиях воспитанники слушают как русскую народную музыку, так и шорскую, телеутскую. Очень интересны детям игры коренных народов земли Кузнецкой, они с удивлением узнают, что у телеутов есть игра «Кӧскабышкан»иона очень похожа на наши «Жмурки», с изумлением дети открывают для себя как необычные праздники, например, такие как «В гости к охотнику», так и праздник березы, который есть и в русской традиции, а еще у всех народов есть Новый год. Таким образом, дети узнают, что хоть мы все и разные, но у нас много общего. Все это также способствует формированию этнотолерантности у воспитанников. Занятия проводятся в мини-музее «Родной Кузбасс» 2–3 раза в месяц в течении учебного года, всего 22 занятия.
Для реализации цели проекта используются различные методы и приемы: метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий, презентаций); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия); сотворчество; мотивационный.
Большое значение в ходе реализации проекта отводится работе с родителями. Проводились консультации, беседы, экскурсии выходного дня совместно с родителями и детьми в этнографический музей под открытым небом «Томская писаница», где все вместе «изучали» наскальную живопись предков, рассматривали разнообразные жилища коренных народов Кузбасса. В совместной с родителями деятельности проводили праздники, состязания, соревнования с использованием национальных игр и забав.
Тематическое планирование
Месяц |
Тема |
Цель |
сентябрь |
1. Знакомство с историей Кузбасса 2. «7 чудес Кузбасса» |
Знакомство с историей Кузбасса, особенностями Кузнецкого края. |
октябрь |
1 «Профессии Кузбасса» 2. Интерактивная экскурсия в музей «Томская писаница» |
Продолжать знакомить с профессиями прошлого и настоящего родного края. |
ноябрь |
1. «Наш Кузбасс историей ярок» 2. «День народного единства» |
Музыкальное развлечение, праздник |
декабрь |
1. «Национальный праздник» телеутов 2. «Народные традиции телеутов» |
Знакомить с обычаями и традициями коренных народов. Совершенствовать изобразительные навыки Познакомить с обрядом «Самдор» и куколками «Эменгендеры» |
январь |
1. «Традиции шорцев» 2. «Сказки и песни шорцев и телеутов» 3. «Как живут сибирские татары» |
Знакомить с народными обрядами, считалками, играми, танцами |
февраль |
1. «Национальная и праздничная одежда шорцев и телеутов»» 2. «Музыкальные инструменты шорцев и телеутов» 3. «У всех дома разные» |
Знакомить с особенностями одежды коренных народов Кузбасса Знакомить с бубном, комусом Знакомить с традиционными жилищами народов Кузбасса (изба, юрта, кезек и др.) |
март |
1. «Ох, ты, Масленица» 2. «Русские народные сказки» 3..Выставка рисунков, фотографий «Мой родной Кузбасс» |
Развлечение «Масленица», продолжать знакомить с обычаями и традициями русского народа. |
апрель |
1. «Пасха» 2. Традиционные блюда коренных народов Кузбасса |
Знакомить с русскими традициями и с национальными блюдами |
май |
1. «Бабий кут. Красный угол» 2. «Царский угол хозяйки» — прядение (самопрялка, веретено) 3. Спортивный праздник «Вместе-дружная семья» |
Знакомить с русскими традициями, ремеслами |
В результате реализации проекта все воспитанники знают русскую культуру, традиции, гордятся своим народом, его достижениями, называют представителей коренных национальностей, населяющих нашу область, знают их этнические особенности, уважают их культуру и традиции.
Литература:
- Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный / Т. Ф. Ефремова. — Москва: Русский язык, 2000. — 1233 c. — Текст: непосредственный.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь Ожегова / С. И. Ожегов. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: (дата обращения: 07.05.2020).
- Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации”. — Текст: электронный // контур.норматив: [сайт]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=40758 (дата обращения: 07.05.2020).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). — Текст: электронный // гарант: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 07.05.2020).
Ключевые слова
патриотизм, дошкольный возраст, малая родина, нравственно-патриотическое воспитание, коренной народ КузбассаПохожие статьи
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Патриотическое воспитание дошкольников
В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
В статье авторы рассуждают о том, что такое патриотизм для ребенка.
Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников
В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.
О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)
В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».
Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...
Похожие статьи
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Патриотическое воспитание дошкольников
В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
В статье авторы рассуждают о том, что такое патриотизм для ребенка.
Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников
В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
В своей статье автор поделился своим опытом работы по направлению патриотического воспитания.
О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)
В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».
Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...