Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с изучением истории и традиций родного края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Москалёва, О. А. Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с изучением истории и традиций родного края / О. А. Москалёва, О. В. Дунина, Л. И. Сотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 472-474. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40530/ (дата обращения: 16.11.2024).



У вас будет все, если вы воспитаете граждан… Однако воспитать граждан — дело не одного дня; … нужно наставлять их с детского возраста

Руссо Ж.

Формирование личности человека и чувство гражданского патриотизма происходит в дошкольном возрасте. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, уважительно относиться к представителям других народов, их традициям и обычаям.

Чтобы сформировать у дошкольников ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей малой и большой Родине педагогами нашей группы был разработан комплексный проект «Моя Родина». Проектный метод позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал довольно легко, через совместный поиск решения проблемы, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Кроме того, проектная деятельность хорошо развивает творческие способности дошкольников и педагогов.

Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие единого образовательного пространства, на наш взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединённых в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребёнка чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к другим нациям и народам. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине — слаборазвитым. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру.

Актуальность: Мы живем в богатейшей и прекраснейшей Республике Хакасия. И должны помочь детям узнать, чем красива и богата наша Земля. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.

Цель проекта:

  1. Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
  2. Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
  3. Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

Задачи комплексного проекта:

− Дать знания детям о малой Родине: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в Республике.

− Познакомить с именами тех, кто основал и прославил родной край.

− Расширить знания детей о флоре и фауне родного края.

− Воспитывать любовь к родному городу, республике, умение видеть прекрасное, гордиться им.

− Познакомить с культурой и традициями Хакасии.

− Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, специалисты, музыкальный руководитель.

Срок реализации: долгосрочный (2015–2017 гг.)

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие; игровая деятельность.

Основные шаги реализации проекта:

Совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта, участие родителей группы в организации работы по проекту, желание поделиться с педагогами и с детьми своими знаниями; расширенное взаимодействие с краеведческим музеем, проведение познавательно-игрового конкурса для взрослых и детей «Моя Родина»

Направления проектной деятельности:

Информационный блок: Переработка теоретических материалов.

Технологический блок:

− Разработка тематических блоков и конспектов Непосредственно Образовательной Деятельности по вариативной программе патриотического воспитания «Мир в твоих руках» (Курганова М. Б., Басманова Г. О., Докунова Ю. А, Великжанина О. Л., 2009), в которую входят три модуля: формирование бережного отношения к природе; формирование бережного и уважительного отношения к себе и окружающим людям; формирование уважительного отношения к людям.

− создание мультимедийных тематических презентаций для использования в Непосредственно Образовательной Деятельности: «Моя малая родина — Хакасия», «Достопримечательности нашего края», «Природа и фауна нашего края (знакомство с «Красной книгой»)», «Художники и поэты Хакасии», «История города», «Никто не забыт, ничто не забыто» и т. д.

Организационный блок: Создание предметно-развивающей среды.

Решено было создать уголок русской и хакасской культуры в группе, уголок государственной символики; изготовить и приобрести пособия, художественную литературу, дидактические игры по нравственно — патриотическому воспитанию.

Уголок национальной культуры включает: художественную литературу (устное творчество — сказки, потешки, поговорки, загадки) и т. д.; народные игрушки, народные музыкальные инструменты; куклы в национальных костюмах (мужская рубаха и женское платье, шубки, «сигедек», «сикпен», женские платки, декоративные украшения — серьги, накосные украшения, сумочки, кольца, перстни, браслеты, нагрудное украшение — пого); жилище (юрта — изба); произведения декоративно — прикладного искусства, репродукции картин русских и хакасских художников и т. д.

Уголок государственной деятельности включает: символы России и республики Хакасии: герб, флаг; наглядный материал: фотографии, открытки.

«Игротека»: Дидактические игры: «Найди флаг», «Разрезная символика» по типу «Пазл» «Выложи национальный узор» (на разных геометрических плоскостях), «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Дарю подарки», «Четвёртый лишний», «Кто, где живет?», «Кто охраняет нашу Родину?», «Я и моя семья», «Лабиринты моего города».

Уголок экспериментирования: Природные ресурсы и образцы полезных ископаемых родного края.

Результат проекта: Презентация проекта: «Моя Родина»; конкурсы и акции краеведческой тематики, направленные на развитие творческих способностей, любознательности, воспитания любви к малой родине.

Благодаря проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитаниюсизучением истории и традиций родного края, мы обеспечили наиболее эффективную работу для реализации задач по воспитанию у детей гражданской позиции в социуме.

Сравнительный анализ мониторинга по нравственно-патриотическому воспитанию к концу подготовительной группы вырос на 70 %.

Основные знания, умения и навыки детей, характеризующие результативность усвоения материала.

  1. Семья, город, республика, страна: ребёнок знает и называет своих ближайших родственников, домашний адрес, название города, республики, страны, столиц Республики Хакасия и России; называет и узнает по иллюстрации достопримечательности города и республики, основные достопримечательности Москвы, зеленые зоны и главные улицы родного города.
  2. Государственная символика: знает и узнает флаг, герб России и Хакасии, гимн России.
  3. Культура и традиции народа: называет государственные и народные праздники, знает основные традиции и обычаи их празднования; узнает и называет народные промыслы, костюм, предметы быта, обрядовую кухню, орудия труда; использует в речи малые фольклорные формы, узнает народную музыку, знает народные песни, играет в народные игры.
  4. Природа родного края и страны: называет природные богатства республики Хакасия и России, знает и сравнивает природно-климатические зоны России, условия жизни в них, растения и животных этих зон.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю), а также количественный состав их участников.

Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала.

Литература:

  1. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  2. Евдокимова Е. С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 № 6.
  3. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 № 1.
  4. Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, Хакасия, проектная деятельность, ребенок, государственная символика, детский сад, комплексный проект, краеведческий материал, малая родина, Образовательная Деятельность.


Похожие статьи

Проектная деятельность как один из методов приобщения старших дошкольников к духовному, культурному и экологическому наследию своего народа

Проектная деятельность в развитии личностных и профессиональных качеств студентов педагогического вуза

Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью образования туристско-краеведческой направленности

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Непосредственно образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша Родина — Россия!»

Исследовательская деятельность педагога-психолога по выявлению и коррекции универсальных навыков и умений учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья

Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ

Похожие статьи

Проектная деятельность как один из методов приобщения старших дошкольников к духовному, культурному и экологическому наследию своего народа

Проектная деятельность в развитии личностных и профессиональных качеств студентов педагогического вуза

Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью образования туристско-краеведческой направленности

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Непосредственно образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша Родина — Россия!»

Исследовательская деятельность педагога-психолога по выявлению и коррекции универсальных навыков и умений учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья

Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ

Задать вопрос