Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 30.04.2017

Статья просмотрена: 256 раз

Библиографическое описание:

Чепчигашева, Е. В. Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС / Е. В. Чепчигашева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12231/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время вновь происходит осознание важности воспитания гражданских качеств личности и понимание того, насколько значимую роль в этом играет образование.

Необходимость целенаправленной работы гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документах.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015года № 1493

«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», «Федерального государственного стандарта и в рамках Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия № 30-п от 29.03.2016г. «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в2016 году государственной политики патриотического воспитания граждан, проживающих в Республике Хакасия.

В трудах современных педагогов и психологов: Лихачёвой Б. Т., Запорожца А. В., Нечаевой В. Г., Логиновой В. И., Рузской А. Г., отражена деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку), личностных качеств (ответственность, дисциплинированность, организованность).

Воспитание патриотизма, основ гражданственности начинается с малой Родины, города, села, своей школы, детского сада. Любовь к Родине большой можно обрести, привив любовь к Родине малой. Любой край, область, город, даже небольшая деревня индивидуальны и славны своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру, историю героев, своей страны. Эти знания непременно помогут дошкольникам в дальнейшем с большим вниманием и уважением отнестись к истории и культуре других народов.

Для меня актуальной стала тема: «Воспитание нравственно — патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность», что позволило мне разработать два проекта: «Наследие для потомков» и «Маленький саяногорец — будущий гражданин России».

Цель: создание условий для «Воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность». Определились задачи:

‒ Создать условия для формирования гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста.

‒ Создать условия для становления в ребенке благородного человека, благородной личности, благородного гражданина.

‒ Создать условия для воспитания толерантного отношения к людям других национальностей.

‒ Создать условия для развития эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.

Работая над первым проектом в основу которого легло ознакомление дошкольников с природой родного края, знакомство с бытом, обычаями и традициями хакасского народа, изучение памятников археологии Хакасии (курганы, стелы, петроглифы), в результате у детей были сформированы стойкие знания о достопримечательностях Республики Хакасия, о культуре хакасского народа (сказания, легенды, изобразительное искусство), о труде взрослых и результатах их деятельности, об их общественной значимости, о истории и философии хакасского народа, где красной нитью прослеживается бережное чистое отношение к земле — матери, кормилице, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство.

Огромный интерес у детей вызвал просмотр видеофильма «Наедине с Хакасией» А. Курочка, просмотр слайдов о древних курганах «Гепорбория» А. В. Ерёмина, Н. Новожиловой «Озёра Хакасии» (где останавливаются при перелётах лебеди).

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе, несмотря на то что детские впечатления ещё не осознаны ребёнком глубоко, но пропущенные через детское восприятие играют огромную роль в становление личности ребёнка.

Формирование основ гражданско-правовой культуры дошкольников предполагает успешную социализацию в обществе. Изучив, программу становление основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста «Растим юного гражданина» И. И. Гончарова, О. Н. Шадрина. Мной разработан проект «Маленький саяногорец — будущий гражданин России». Цель: создание условий для знакомства дошкольников с конституционными правами и обязанностями граждан, исполнительными органами власти. Реализация поставленной цели была достигнута путем решения следующих задач:

‒ Создать условия для формирования первичных представлений и понятий о демократическом обществе, элементарных правовых нормах, избирательном праве.

‒ Создать условия для развития эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.

‒ Создать условия для формирования предпосылок активной гражданской позиции ребёнка (умение осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность).

В структуру данного проекта вошли два модуля, раскрывающих сущность становления основ гражданско-правовой культуры личности.

I. “Ребёнок — гражданин России”.

II. “Государство — это мы и наши права”.

В рамках проекта разработан перспективный тематический план мероприятий (в который вошли беседы, выставки, наблюдения, экскурсии, праздники с приглашением популярных людей). Особое восхищение детей вызвали посещения здания Физкультурно-оздоровительного комплекса, художественной школы «Колорит», здания Администрации города Саяногорска, краеведческого музея, детской поликлиники, детской библиотеки, экскурсии к Енисею, по улицам города, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Тесное сотрудничество с территориальной избирательной комиссией МО город Саяногорск, позволило детям посетить экскурсией здание администрации МО города Саяногорска, а участие в городском мероприятии «Школа юного избирателя», где была проведена с детьми подготовительной логопедической группы сюжетно-ролевая игра «Выбираем будущее», позволило дошкольникам познакомиться с избирательным правом гражданина выбирать и быть избранным в органы власти. Принять участие в процедуре тайного голосования и подсчете избирательных бюллетеней. Занятие в виде деловой игры «Выборы президента группы» помогло дошкольникам закрепить знания о гражданском праве «голос каждого значим» и может быть решающим. Предварительная подготовка и проведение праздника «12декабря — День Конституции России» позволил дошкольникам показать значимость конституционных прав: на образование, жизнь и охрану здоровья, право на собственное волеизъявление. Участие в Республиканской акции «Пожелание будущему избирателю» позволило детям осознать значимость своего мнения в предстоящих президентских выборах. Старшие дошкольники с позитивными ощущениями своей деятельности делились с тележурналистами и с нетерпением ждали выхода репортажа в эфир. В 2015году республиканская акция «Я, голосую за…», позволила старшим дошкольникам выразить свое отношение к своей стране, президенту России, к родителям, к мэру города, к председателю территориальной избирательной комиссии города Саяногорска.

Дошкольники активно участвовали в проведении мастер-класса «Выбираем символ весны-2014года» самостоятельно выбрали счетную комиссию, избирательную комиссию, председателя комиссии, вели подсчет голосов избирателей, заполняли протокол выборов, объявили о результатах голосования. Проявили взрослую ответственность, самостоятельность воспитанность, умение делать выбор. Все мероприятия были освещены в средствах массовой информации городского телевидения «Первое городское» и в городской газете «Саянские ведомости». Дошкольники ощутили значимость проводимых мероприятий, что вызвало положительное отношение и одобрение родителей.

Активное участие в проектной деятельности способствовало детям преодолеть речевую и коммуникативную робость, суждения стали полными и развернутыми. Ребята научились выражать свои мысли, чувства и эмоции. Дети научились свободно вступать в контакт и диалог с окружающими людьми, освоили правила речевого общения. У дошкольников развились такие качества, как самостоятельность, любознательность, инициативность, творческое воображение, умение планировать поисковую деятельность. Данная работа позволила сформировать представления о ближайшем окружении, т. е. о сотрудниках ДОУ, о социально-значимых объектах города, о работе административных организаций, своей значимости в жизни города, что предусматривает становление основ гражданско-правовой культуры ребенка, оказывая комплексное влияние на формирование коммуникативной компетентности дошкольников, и предполагает формирование гражданственности у дошкольников.

Литература:

  1. Детство: Образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  2. Программа «Растим юного гражданина» составители И. И. Гончарова, О. Н. Шадрина. — 2007г.
  3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под Л. А. Кондрыкинской. — М:ТЦ Сфера, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольник, проектная деятельность, ребенок, становление основ, Хакасия, дошкольный возраст, Маленький саяногорец, позитивное отношение, Российская Федерация, социальная действительность.

Похожие статьи

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

Обеспечение качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

Обеспечение качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО