Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
Автор: Марадудина Ольга Владимировна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 01.12.2015
Статья просмотрена: 854 раза
Библиографическое описание:
Марадудина, О. В. Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения / О. В. Марадудина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/502/ (дата обращения: 16.12.2024).
Воспитание гражданственности всегда считалось одной из главных задач нашего государства и общества в любые периоды истории. Актуальность гражданского воспитания обусловлена тем, что оно имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Гражданственность выступает составным элементом мировоззрения человека, его отношения к родной стране, другим нациям и народам.
Отмечая значимость данного качества личности, в МБДОУ № 29 «У Лукоморья» г. Саяногорска было проведено исследование по проблеме формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Целью работы являлось определение оптимальных условий реализации проектной деятельности в гражданском воспитании старших дошкольников в современных дошкольных образовательных учреждениях. Согласно проведенного ранее теоретического анализа [2, 3, 4], было предположено, что проектная деятельность будет являться эффективным средством формирования основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если: ее содержание будет организовано в соответствии интересами, желаниями и потребностями детей; организация проектов будет обеспечивать формирование всех структурных компонентов гражданственности как интегративного качества личности; будет обеспечено включение родителей в реализацию данной деятельности.
Для реализации цели исследования в начале года был определен уровень сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста двух групп ДОУ. Использовалась методика В. М. Мельниковой и Л. Т. Ямпольского [5, с. 37]. Полученные данные показали недостаточно высокий уровень сформированности гражданственности у детей (обобщенные показатели обеих групп: 36 % — низкий, 50 % — средний, 14 % — высокий). В дальнейшем работа проводилась с группой, в которой были отмечены более низкие показатели данного качества.
Для детей старшего дошкольного возраста характерны конкретные и общие интересы и желания. Конкретные интересы детей связаны с различными типами активности и подразумевают конкретные сферы проявления. К ним относятся игры, физическое развитие, родственные и семейные отношения, познавательная деятельность, проявление себя в творчестве, стремление к самостоятельности, интерес к самопознанию, досуг и другие. Общие интересы детей старшего дошкольного возраста представляют собой познавательный интерес в широком понимании. Они выражаются у детей в стремлении к рассуждению на социально-гуманитарные темы — этические, религиозные, политические, социально-исторические и другие [7, с. 559].
Учитывая интегративный характер гражданственности, было определено содержание ее структуры: патриотизм, правовая культура, межнациональная толерантность. Для каждого компонента формирования гражданственности в соответствии с действующей основной общеобразовательной Программой детского сада «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [6, с. 17] определены соответствующие задачи.
Так, в задачи патриотического воспитания входило: формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность); приобщение к истокам национальной региональной культуры; формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитание любви.
К задачам воспитания правовой культуры относилось: формирование у детей положительного самоощущения; развитие у детей положительного отношения к окружающим людям; приобщение дошкольников к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетентности дошкольников и формирование у них социальных навыков; формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением. Дети должны были учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.
Межнациональная толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. Задачи ее воспитания у детей старшего дошкольного возраста: формирование уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Опираясь на поставленные задачи, в начале учебного года был разработан план проектной деятельности по формированию основ гражданственности для детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения на текущий год. План включал структурные части гражданского воспитания детей: знание о родной стране; знание родного края; нравственная сфера личности ребенка; чувство гордости за свою родину. Каждый блок состоял из ряда проектов, обеспечивающих формирование основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста.
Тематическое планирование системы мероприятий в ДОУ для детей экспериментальной старшей группы
Система мероприятий |
Задачи |
Сроки реализации |
Блок 1 — Знание о родной стране. |
||
Познавательный проект «Моя Родина — Россия» |
Знакомство дошкольников с местоположением России на карте, с многонациональностью нашего государства, с принципами сосуществования людей с разной верой. |
15.09.2014–26.09.2014 |
Проект «Символы России» |
Знакомство дошкольников с государственными символами России; воспитание уважения к государственному флагу, гербу, гимну. |
29.09.2014–03.10.2014 |
Творческий проект «Страна прав и законов» |
Знакомство дошкольников с политическим устройством нашего государства; создание условий для того, чтобы дети смогли попробовать свои силы в построении «правового гражданского общества», воспитание правовой культуры |
06.10.2014–17.10.2014 |
Проект — Коллективное творческое дело «Путешествие по родной стране» |
Пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (стране, России, природе, народному творчеству, традициям) |
20.10.2014–24.10.2014 |
Система занятий по ознакомлению с объектами культурно-исторического наследия |
Формирование интереса к истории и культуре своей родины |
27.10.2014–14.11.2014 |
Блок 2. Знание родного края |
|
|
Творческий проект «Край родной — навек любимый» |
Формирование способности к пониманию того, что забота о городе, улице, доме, где мы живем — долг каждого из нас; воспитание любви и гордости за родной край. |
17.11.2014–05.12.2014 |
Исследовательский проект «Исторические уголки родного края» |
Знакомство учащихся с историей образования г. Саяногорска; формирование чувства привязанности к родному краю |
08.12.2014–26.12.2014 |
Проект «Сибирский хоровод» |
Воспитание любви к родному краю, развитие межнациональной толерантности |
12.01.2015–30.01.2015 |
Блок 3. Нравственная сфера личности дошкольника |
|
|
Психолого-педагогический проект «Мир внутри и вокруг меня» |
Формирование нравственной сферы личности, развитие самооценки дошкольников. Создание условий для раскрытия детей, умения взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои отношения с близкими, друзьями; развитие коммуникативных навыков дошкольников |
02.02.2015–13.02.2015 |
Проект «Я, моя семья, мои друзья» |
Воспитание чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзья |
16.02.2015–27.02.2015 |
Экологический проект «Я, мы и природа» |
Формирование у старших дошкольников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде |
09.03.2015–27.03.2015 |
Блок 4 Чувство гордости за свою родину и любви к ней |
|
|
Проект «Моя гордость» |
Формирование умений и навыков учащихся в изучении своей родословной, истории, природы, культуры своей страны, развитие исследовательских способностей |
06.04.2015–24.04.2015 |
Проект «Наша страна непобедима!» |
Формирование гордости за исторические подвиги нашего народа, знакомство с историей Великой Отечественной войны, празднование 70-лет победы. |
27.04.2015–15.05.2015 |
Также, в начале учебного года (2014–2015 гг.) было проведено анкетирование родителей детей двух старших групп детского сада «У Лукоморья» г. Саяногорска с целью определения уровня их гражданственности. Результаты данного исследования показали невысокий уровень сформированности качества гражданственности у родителей. Родители затруднялись ответить на вопросы об историческом прошлом своей страны, о ее наследии, о ее достижениях, победах, о межнациональной толерантности и другие. Полученные данные побудили нас к организации совместной работы по гражданскому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Для формирования заинтересованности родителей в воспитании основ гражданственности их детей они привлекались к совместному участию в мероприятиях. Так, взрослые в качестве домашнего задания проводили беседы с детьми на темы «Государственная символика», «Выборы: что это такое?», «История моей семьи» и другие, вовлекались в организацию уголка мини-музея в группе, в оформление плакатов, фотогазет («Герб семьи», «Генеалогическое древо»), оказывали детям помощь в подготовке выставок рисунков и поделок по тематике гражданственности. Родителям были даны консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности у детей», «Как воспитать маленького гражданина». Так, родители приняли активное участие в подготовке конкурса рассказчиков истории своего города, который был проведен в старшей группе детского сада. Заранее каждому ребенку и их родителям было дано домашнее задание: провести беседу с дедушками, бабушками о том, как был основан и как развивался город Саяногорск, какова была их роль в становлении молодого города Саяногорска. Дети должны были узнать конкретные факты жизни дедушек и бабушек об истории развития города Саяногорска, а потом поделиться со своими сверстниками их рассказом, фотографиями, предметами семейной гордости и т. д. Надо отметь, что в ходе проведения данного мероприятия родители проявили большую заинтересованность и активное участие, показали, что история их семей тесно переплетается с историей нашего города. Тем самым, через свое ближайшее окружение ребенок знакомился с историей своего города, народа.
В результате проведенной работы было доказано, что правильно налаженное взаимодействие детского сада и семьи оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка и его качеств, в том числе и на формирование гражданственности. Необходимость подключения семьи к процессу гражданского воспитания детей объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность [1, с. 16]. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств ребенка. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.
Эффективность проделанной работы с экспериментальной группой показала свои положительные результаты. По результатам контрольного обследования детей, уровень сформированности данного качества вырос у них на 17,5 % по сравнению с констатирующим этапом. Таким образом, можно считать, что созданные педагогические условия оптимальны для реализации проектной деятельности в гражданском воспитании детей старшего дошкольного возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях.
Литература:
- Макарова, Т. Роль социального окружения ДОУ в патриотическом воспитании старших дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 12. — с. 14–17.
- Марадудина, О. В. Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. В. Марадудина, И. И. Гончарова // Молодой ученый. — 2015. — № 13. — С. 658–660.
- Марадудина, О. В. Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с объектами культурно-исторического наследия // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов 2 Международной научно-практической конференции / Я. В. Макарчук. — Абакан: Изд. ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2014. — 336 с.
- Марадудина О. В., Гончарова И. И. Формирование межнациональной толерантности как компонента гражданственности у детей старшего дошкольного возраста методом проектной деятельности // Х Волковские этнопедагогические чтения «Педагогика любви»: сборник материалов Международной научно-практической конференции/М. Я. Добря. — Абакан: Изд. ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Я. Катанова», 2015. — 372 с.
- Нечаев, М. П. Диагностический анализ воспитанности учащихся: содержание, технология и методика / М. П. Нечаев. — М.: Перспектива, 2013. — 88 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / 2-е изд. (1946г.) — СПб.: 2002–720 с.