В статье авторы рассуждают о том, что такое патриотизм для ребенка.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, духовные качества, дошкольный возраст, Родина.
Патриотическое воспитание всегда было, есть и будет в образовательных учреждениях. Поэтому, вопросы о патриотическом воспитании имеют глубокие корни и уже много лет изучаются. Дошкольный возраст — это время становления личности ребенка. Невозможно представить полноценную личность, без нравственных и патриотических качеств. Чувство патриотизма само по себе не появляется в человеке, его нужно прививать с раннего детства. Именно поэтому на системе образования дошкольных учреждений лежит большая ответственность по становлению в будущем нравственно-патриотического общества.
На данный момент, патриотическое воспитание является частью социально-нравственного воспитания. Социальный заказ общества о воспитании патриотической личности сформирован в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010г. Основной целью программы выделяется: «дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, начиная с системы дошкольного образования» [3].
Что такое патриотизм для ребенка? Это в первую очередь, его взаимоотношения с близкими и родными людьми, любовь к матери, отцу, бабушке, дедушке и т. д. Это те чувства, которые связывают его с родным домом. Чувство патриотизма рождается в семье и обществе прежде всего. Все то, чем восхищается малыш, что он видит в семье, является предпосылками нравственно-патриотического воспитания. И хотя многие впечатления и ощущения ребенка им еще не осознанны, они все равно оставляют свой след в становлении личности будущего патриота.
Целью нашей педагогической работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду, является формирование нравственных, патриотических, духовных качеств у детей, через любовь к своей семье, родному дому, детскому саду. Образовательная программа нашего МБДОУ детский сад № 47 г. Белгород нацелена на полноценное развитие духовно-нравственной и патриотической личности. Что такое патриотизм для ребенка? Понятие патриотизм подразумевает под собой любовь к своей родине, ее просторам, а также стремление сделать ее еще краше и богаче. И каждому человеку необходимо стремиться к такой жизни. Поэтому еще с детского сада нужно учить детей совершать такие поступки, которые будут направлены на благо своего дома, детского сада, города и в дальнейшем всей страны. А для этого нужны знания в области нравственного и патриотического воспитания. Для решения поставленной целей я определила ряд задач:
- Воспитание в детях любви и привязанности к своей семье и дому.
- Формирование таких качеств у детей, как сострадание, сочувствие, уважение к окружающим.
- Приучение к труду.
- Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в детском саду и дома.
Основной нашей задачей по воспитанию нравственно-патриотической личности является закрепление и расширение у детей знаний о понятиях: «мое имя», «моя семья», «моя фамилия», «мой дом», «мой родной город», «моя страна». Для выполнения поставленных задач, необходима комплексная работа как с детьми, так и с родителями. Поэтому мы не ограничивались только занятиями, включенными в образовательную программу по нравственно-патриотическому воспитанию. Работу в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей я начала со средней группы (3–4 года). В первую очередь была подготовлена развивающая предметно-пространственная среда группы, отвечающая запросам образовательных стандартов. А именно: уголок патриотического воспитания, лекбуки, игровое оборудование и игрушки (куклы в русских народных костюмах, матрешки, конструктор и т. д.), предметы для сюжетно-ролевых игр. Детям 3 лет еще очень трудно представить целый город, они могут путать название города и страны, потому что плохо ориентируются в понятиях, так как в основном их жизнь ограничивается тем микрорайоном, в котором они живут и где находится детский сад. Поэтому я разработала ряд мероприятий, связанных с изучением нашего города. Одним из них являлся конкурс, где дети совместно с родителями создавали макеты нашего города, детского сада, микрорайона. Когда все макеты были готовы, мы провели обучающее занятие, где родители совместно с детьми представляли свои макеты и рассказывали об улицах нашего города. Данное мероприятие очень понравилось детям, они были рады присутствию родителей на занятиях, а главное, с большим удовольствием и гордостью рассказывали о своем проекте. Основной идеей данного мероприятия было заострить внимание детей на то, что улиц в городе очень много, каждая из них имеет свое название, на каждой улице есть магазины, учреждения культуры, детские сады, школы. Мне хотелось показать детям масштабность нашего города и страны, а также привлечь к процессу обучения родителей, потому что это важный момент в процессе развития детей. Во время непосредственно-образовательной работы дети познакомились с культурой и традициями нашей страны, научились создавать родословное древо, узнали свои корни. Еще одним из видом дополнительной образовательной деятельности в нашем саду является приглашение работников разных музеев нашего города. Работники музея проводили с детьми интересные игры, занятия, на знакомство с культурой и историей нашего края. В конце каждого занятия проводился мастер-класс, по созданию какой-либо игрушки. Данный вариант формирования у детей патриотического воспитания на базе детского сада имеет огромный потенциал и значимость. В первую очередь потому, что дети любят интересные занятия, мастер-классы, а в музеях обычно экскурсии нацелены на более взрослый возраст, да и не каждый родитель выберет для ребенка в качестве выходного времяпрепровождения, к примеру поход в Художественный музей, поэтому такой опыт работы очень ценный для нас. Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в историю быта родного края.
Любое обучение в детском возрасте должно проходить в виде игры. Я очень тщательно подбирала дидактический материал, выбирала и модифицировала под нужный возраст сюжетно-ролевые игры, что бы детям было интересно, понятно и легко получать новые знания. Большое внимание уделялось сюжетно-ролевым играм, так как в данном возрасте дети как раз учатся принимать различные роли, учатся слушать других детей, учатся придумывать сюжеты игр. Например, мы обыгрывали всем известную сказку «Волк и семеро козлят», где дети узнали, что дом и семья — это самое важное, что есть в жизни любого человека. С помощью таких игр я старалась научить детей искренно любить свой дом и семью, проявлять к окружающим чувство сострадания, заботы. Все это является предпосылками нравственно — патриотического воспитания и способствует в дальнейшем воспитанию настоящих патриотов своей страны.
Моя работа была нацелена на достижение поставленной цели, а именно: формирование нравственных, патриотических, духовных качеств у детей, через любовь к своей семье, родному дому, детскому саду. Я считаю, что в нашей работе есть положительные результаты и она обязательно будет еще продолжаться. Дети с легкостью отвечают на вопросы о своей семье, фамилии и родословной. Называют свое имя, фамилию, возраст, место проживания. Они с удовольствием включаются в процесс познания мира, через знакомство и взаимодействие с обществом. Они также с удовольствием играют в дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию, которые теперь всегда доступны для них в уголке по патриотическому воспитанию, рассматривают иллюстрации и тематические альбомы. Работа с родителями является важнейшим этапом в процессе обучения и развития детей. Дети с большой радостью взаимодействуют со взрослыми на занятиях. У детей возникли предпосылки к формированию основ нравственно-патриотического воспитания. Было положено начало долгому пути по нравственно-патриотическому воспитанию, который продолжится в следующих группах детского сада.
Литература:
- Антонов Ю. Е. Левина Л. В. Как научить детей любить Родину. — М., 2003.
- Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н. А. Арапова-Пискарева. — М., 2005.