В настоящее время в системе отечественного образования все больше внимание уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения.
Обращение в образовании к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре часто отрывочны и поверхностны. Таким образом, организация работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию дошкольников является одним из самых актуальных направлений деятельности современного ДОУ.
Целью моей разработки является формирование у детей дошкольного возраста чувства любви к своей Родине, ее культуре и традициям.
Воспитание любви к Родине — одна из главных задач воспитательной работы в детском саду. В основе этого процесса лежит развитие моральных, нравственных качеств ребёнка.
Патриотизм — это не врождённое чувство, а то, что формируется в процессе воспитания. Это любовь к своей семье, родному краю, стране, гордость и ответственность за свою страну, желание быть частью великой нации.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет содержание воспитательной работы с детьми, в том числе и в области патриотического воспитания дошкольников.
Для достижения обозначенных целей работа с детьми должна строиться с учетом основных принципов педагогики, а именно: индивидуальный подход, сознательность, целенаправленность, системность, цикличность. Каждый вид деятельности в детском саду должен включать в себя элементы воспитания патриотизма.
Работа должна проводиться систематически в контексте различных занятий и игр. В преддверии государственных праздников обязательно следует организовать утренники, посвящённые Дню Победы, занятия, посвящённые государственным символам России, и другие.
Важно, чтобы работа по воспитанию патриотизма проводилась на всех уровнях взаимодействия ребёнка с окружающим миром: в семье, среди сверстников и с воспитателями.
Задачей педагога, является:
— воспитание у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;
— формирование бережного отношения к природе;
— воспитание уважения к труду людей;
— формирование элементарных знаний о правах и обязанностей человека;
— расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства, символами своей малой Родины;
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Любовь к Родине начинается с привязанности к месту, где человек родился. Сегодня, как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма в подрастающем поколении невозможно двигаться вперед в экономике, культуре и образовании. Будущее нашей страны должно основываться на духовно-нравственных ценностях, главным из которых является любовь к Отечеству.
Для воспитания патриотизма у дошкольников педагоги могут использовать разнообразные методы и формы работы. Это могут быть целевые прогулки, экскурсии к памятникам и монументам, экскурсии в музей, рассказы воспитателя о славной истории нашей страны и города, наблюдения за жизнью горожан и изменениями в облике улиц и районов. Важно знакомить детей с русским фольклором, творчеством отечественных писателей, композиторов и художников. Эффективным методом является участие детей в посильных общественно полезных делах, таких как труд на участке детского сада или совместные проекты с родителями.
Быть гражданином — значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе.
Важно воспитывать эти качества в детях с раннего возраста. С первых лет жизни нужно прививать им любовь к родной земле и формировать черты характера, которые помогут им стать настоящими гражданами и патриотами своей страны.
Впервые малыш открывает Родину в своей семье. Семья — это его ближайшее окружение, где он учится понимать такие важные понятия, как «труд», «долг», «честь» и «Родина». Чувство к Родине начинается с любви к семье, к отцу, матери, дедушке и бабушке. Это корни, связывающие ребенка с родным домом и окружением.
Чувство Родины формируется через восхищение тем, что видит ребенок, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. Хотя многие из этих впечатлений могут быть неосознанными, но они все играют важную роль в становлении личности патриота.
Одной из самых эффективных педагогических технологий, которая открывает новые горизонты в патриотическом воспитании дошкольников, является проектный метод обучения. Его использование в патриотическом направлении особенно важно, потому что он позволяет детям почувствовать себя исследователями и объединяет всех участников образовательного процесса — детей, родителей и педагогов — в совместной деятельности. Это важно, так как в патриотическом воспитании огромную роль играет пример взрослых, особенно близких.
На конкретных примерах членов семьи, таких как дедушки и бабушки, участники Великой Отечественной войны, дяди и тети участники Специальной военной операции, воспитывается любовь к Родине. Дети видят фотографии, награды, солдатские письма и другие семейные реликвии. Они могут подержать их в руках, задать вопросы и услышать ответы. Ветераны рассказывают о военных годах, первых годах жизни после войны и мечтах о светлом будущем. Взрослые члены семьи уважительно относятся к этим людям. Так дети ощущают связь между прошлым, настоящим и будущим, осознавая свою причастность к Родине.
|
|
|
Проектная деятельность развивает творческую инициативу и самостоятельность участников проектной работы, помогает формировать собственный жизненный опыт общения с окружающим миром и дает возможность экспериментировать и синтезировать знания. В основе проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск в разных направлениях. Результаты этого поиска обобщаются и объединяются в единое целое.
Одной из ключевых форм деятельности в дошкольном возрасте является игра. Для дошкольников — это не только развлечение, но и мощное средство воспитания. Важно понимать, что патриотический аспект игр имеет особое значение в формировании нравственности и патриотизма у детей. Народные игры, передаваемые из поколения в поколение, несут в себе культурные ценности и историческое наследие народа, они отражают образ жизни людей, их менталитет, воспитание, уровень культуры и научные достижения. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируется личность и развиваются социально-нравственные качества и ориентиры. Играя в народные игры, дети учатся ценить и сохранять национальные традиции, узнают о культуре своего народа, развивают чувство принадлежности к своей стране и ее истории, апробируют коллективное взаимодействие, понимают осознают важность сотрудничества и уважение к партнерам. Народные игры создают эмоциональную основу для развития любви к Родине, ее культуре и наследию. Они лаконичны, выразительны и доступны для детей дошкольного возраста. В зависимости от географических и климатических условий народные игры могут меняться.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс длительный и сложный, требующий от педагога наличия, как теоретических знаний, так и практических навыков, большой личной убежденности и вдохновения. Эта кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах и в разных видах деятельности.
Литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М:ЦГЛ, 2005.
2. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. М.: АРКТИ, 2003.
3. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е. Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
4. Антонов Ю. А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю. А. — М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с. — (Библиотека воспитателя) (5).
5. Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр для детей 2–7 лет» / Степаненкова. Э.Я. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 144с.
6. Лялина Л. А. «Народные игры в д/с» М Просвещение 2006.

