Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Спецвыпуск
Поделиться
Библиографическое описание
Апряткина, Е. Н. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста / Е. Н. Апряткина, О. В. Терновых. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10627.


В настоящее время в системе отечественного образования все больше внимание уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения.

Обращение в образовании к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре часто отрывочны и поверхностны. Таким образом, организация работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию дошкольников является одним из самых актуальных направлений деятельности современного ДОУ.

Целью моей разработки является формирование у детей дошкольного возраста чувства любви к своей Родине, ее культуре и традициям.

C:\Users\olyat\AppData\Local\Temp\{34E32589-2523-4DCC-A8DD-3383B37066EF}.tmp

Воспитание любви к Родине — одна из главных задач воспитательной работы в детском саду. В основе этого процесса лежит развитие моральных, нравственных качеств ребёнка.

Патриотизм — это не врождённое чувство, а то, что формируется в процессе воспитания. Это любовь к своей семье, родному краю, стране, гордость и ответственность за свою страну, желание быть частью великой нации.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет содержание воспитательной работы с детьми, в том числе и в области патриотического воспитания дошкольников.

Для достижения обозначенных целей работа с детьми должна строиться с учетом основных принципов педагогики, а именно: индивидуальный подход, сознательность, целенаправленность, системность, цикличность. Каждый вид деятельности в детском саду должен включать в себя элементы воспитания патриотизма.

C:\Users\olyat\AppData\Local\Temp\{49A2C008-9B94-45B0-9673-326AA7086FB9}.tmp

Работа должна проводиться систематически в контексте различных занятий и игр. В преддверии государственных праздников обязательно следует организовать утренники, посвящённые Дню Победы, занятия, посвящённые государственным символам России, и другие.

Важно, чтобы работа по воспитанию патриотизма проводилась на всех уровнях взаимодействия ребёнка с окружающим миром: в семье, среди сверстников и с воспитателями.

Задачей педагога, является:

— воспитание у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;

— формирование бережного отношения к природе;

— воспитание уважения к труду людей;

— формирование элементарных знаний о правах и обязанностей человека;

— расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства, символами своей малой Родины;

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Любовь к Родине начинается с привязанности к месту, где человек родился. Сегодня, как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма в подрастающем поколении невозможно двигаться вперед в экономике, культуре и образовании. Будущее нашей страны должно основываться на духовно-нравственных ценностях, главным из которых является любовь к Отечеству.

D:\фото статья\апрол.jpg

Для воспитания патриотизма у дошкольников педагоги могут использовать разнообразные методы и формы работы. Это могут быть целевые прогулки, экскурсии к памятникам и монументам, экскурсии в музей, рассказы воспитателя о славной истории нашей страны и города, наблюдения за жизнью горожан и изменениями в облике улиц и районов. Важно знакомить детей с русским фольклором, творчеством отечественных писателей, композиторов и художников. Эффективным методом является участие детей в посильных общественно полезных делах, таких как труд на участке детского сада или совместные проекты с родителями.

Быть гражданином — значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе.

Важно воспитывать эти качества в детях с раннего возраста. С первых лет жизни нужно прививать им любовь к родной земле и формировать черты характера, которые помогут им стать настоящими гражданами и патриотами своей страны.

Впервые малыш открывает Родину в своей семье. Семья — это его ближайшее окружение, где он учится понимать такие важные понятия, как «труд», «долг», «честь» и «Родина». Чувство к Родине начинается с любви к семье, к отцу, матери, дедушке и бабушке. Это корни, связывающие ребенка с родным домом и окружением.

Чувство Родины формируется через восхищение тем, что видит ребенок, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. Хотя многие из этих впечатлений могут быть неосознанными, но они все играют важную роль в становлении личности патриота.

Одной из самых эффективных педагогических технологий, которая открывает новые горизонты в патриотическом воспитании дошкольников, является проектный метод обучения. Его использование в патриотическом направлении особенно важно, потому что он позволяет детям почувствовать себя исследователями и объединяет всех участников образовательного процесса — детей, родителей и педагогов — в совместной деятельности. Это важно, так как в патриотическом воспитании огромную роль играет пример взрослых, особенно близких.

На конкретных примерах членов семьи, таких как дедушки и бабушки, участники Великой Отечественной войны, дяди и тети участники Специальной военной операции, воспитывается любовь к Родине. Дети видят фотографии, награды, солдатские письма и другие семейные реликвии. Они могут подержать их в руках, задать вопросы и услышать ответы. Ветераны рассказывают о военных годах, первых годах жизни после войны и мечтах о светлом будущем. Взрослые члены семьи уважительно относятся к этим людям. Так дети ощущают связь между прошлым, настоящим и будущим, осознавая свою причастность к Родине.

C:\Users\olyat\AppData\Local\Temp\{58A75F9E-7463-418A-A3F8-B638E17AA370}.tmp

D:\фото статья\миланаапроо.jpg

Проектная деятельность развивает творческую инициативу и самостоятельность участников проектной работы, помогает формировать собственный жизненный опыт общения с окружающим миром и дает возможность экспериментировать и синтезировать знания. В основе проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск в разных направлениях. Результаты этого поиска обобщаются и объединяются в единое целое.

C:\Users\olyat\AppData\Local\Temp\{C57DF694-76F9-459B-A48B-2C1C57488A9B}.tmp

Одной из ключевых форм деятельности в дошкольном возрасте является игра. Для дошкольников — это не только развлечение, но и мощное средство воспитания. Важно понимать, что патриотический аспект игр имеет особое значение в формировании нравственности и патриотизма у детей. Народные игры, передаваемые из поколения в поколение, несут в себе культурные ценности и историческое наследие народа, они отражают образ жизни людей, их менталитет, воспитание, уровень культуры и научные достижения. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируется личность и развиваются социально-нравственные качества и ориентиры. Играя в народные игры, дети учатся ценить и сохранять национальные традиции, узнают о культуре своего народа, развивают чувство принадлежности к своей стране и ее истории, апробируют коллективное взаимодействие, понимают осознают важность сотрудничества и уважение к партнерам. Народные игры создают эмоциональную основу для развития любви к Родине, ее культуре и наследию. Они лаконичны, выразительны и доступны для детей дошкольного возраста. В зависимости от географических и климатических условий народные игры могут меняться.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс длительный и сложный, требующий от педагога наличия, как теоретических знаний, так и практических навыков, большой личной убежденности и вдохновения. Эта кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах и в разных видах деятельности.

Литература:

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М:ЦГЛ, 2005.

2. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. М.: АРКТИ, 2003.

3. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е. Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

4. Антонов Ю. А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю. А. — М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с. — (Библиотека воспитателя) (5).

5. Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр для детей 2–7 лет» / Степаненкова. Э.Я. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 144с.

6. Лялина Л. А. «Народные игры в д/с» М Просвещение 2006.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный