В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, национализм, дошкольники, игра, дошкольное учреждение.
В современных условиях в системе российского образования патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач. В дошкольном возрасте у детей складывается система ценностей, которая определяет их поведение и отношение к окружающему миру. Они начинают осознавать себя как личность, у них формируются представления о себе, о своих возможностях, способностях, задатках, качествах, интересах и склонностях, т. е. у ребенка складываются самосознание и самооценка. Таким образом, в дошкольном возрасте закладывается основа для развития патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка необходимо начинать в дошкольном детстве, поскольку в этот период закладываются основы его мировоззрения, моральных и нравственных ценностей. Патриотизм — одно из самых важных и больших человеческих чувств, которое необходимо формировать с детства [1, с. 49].
Воспитание любви к Родине, к родной природе, гордости за свой народ, его историю начинается с первых лет жизни ребенка. В дошкольном возрасте у детей формируются устойчивые представления о Родине — ее природе, людях, их труде, культуре. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе единых подходов у педагогов и родителей. Это позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал семьи, так как родители — первые воспитатели своих детей. [3, с. 59]
Патриотическое воспитание является многосторонним процессом. Это и формирование знаний в процессе изучения истории, географии, литературы, культуры, искусства, это и воспитание любви к Родине, уважения к ней, гордости за нее, это воспитание чувства патриотизма, гражданственности, долга, ответственности, любви к своей стране, к своему народу. Воспитание патриотизма направленно на привитие подрастающему поколению чувства любви к Родине, уважения к ее истории, традициям, государственной символике, культуре. В процессе воспитания патриотизма важно использовать все возможности для развития у детей чувства гордости за свою Родину, ее достижения, свой народ.
Основными задачами патриотического воспитания старших дошкольников являются:
1) формирование у детей любви к Родине, своему народу, его языку, духовным, культурным и материальным ценностям;
2) развитие у детей чувства гордости за свою Родину, ее историю, осознание детьми своей принадлежности к народу, национальности, воспитание уважения к людям другой национальности;
3) приобщение детей к духовным ценностям, национальным традициям, истории своего народа, своей Родины.
В настоящее время существует множество различных методов и форм, которые дают возможность привлекать детей к активному участию в жизни страны. Патриотическое воспитание — это не только развитие у детей любви к Родине, но и формирование уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, к ее традициям, культуре, языку, поэтому так необходимы патриотическое воспитание и его разнообразные формы.
Воспитание у дошкольников любви и привязанности к своей Родине, гордости за принадлежность к своему народу, уважения к его героическому прошлому, стремление подражать своим родителям, сохранять и преумножать традиции своего народа, осознание себя частью народа — задача сложная. Патриотическое воспитание дошкольников имеет определенные особенности, обусловленные возрастными характеристиками детей и задачами развития их личности. В процессе воспитания дошкольников важно учитывать не только специфику национальной культуры, но и традиции, обычаи, обряды, специфику национальных игр и т. д. Важно, чтобы дети с самого раннего возраста ощущали себя гражданами своей страны.
О. О. Солодилова, С. Н. Юревич отмечают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется чувство гордости за свою Родину, потребность в защите Родины, желание учиться в школе. Дети не только наблюдают за жизнью взрослых, но и начинают подражать им, перенимать их взгляды на жизнь [4, с. 76]. У детей появляются первые представления о прошлом и будущем России, воспитывается уважительное отношение к государственному флагу, гербу, гимну России. Следует учитывать, что дошкольники не могут долго концентрировать внимание на одном объекте, не способны долго и сосредоточенно заниматься одним и тем же делом, поэтому, чтобы быть эффективным, патриотическое воспитание должно проходить в форме игры.
Патриотическое воспитание старших дошкольников имеет определенные особенности, в качестве основных можно выделить следующие:
— уровень развития эмоциональной сферы;
— умственное развитие;
— социальная направленность;
— осознание принадлежности к своему народу;
— восприятие себя как представителя малой родины.
Проводимые в дошкольных образовательных учреждениях мероприятия должны способствовать формированию у детей основ гражданственности и патриотизма, воспитанию любви к родному краю, родному городу, своей стране. В дошкольных учреждениях педагоги могут организовать работу по патриотическому воспитанию детей в форме тематических занятий, бесед, досугов, викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, которые будут способствовать ознакомлению с историей России, былинами, песенными, танцевальными традициями, творчеством русских поэтов и писателей. Уважение к своей Родине, ее истории и традициям, гордость за достижения и победы своих соотечественников, любовь к своему народу закладывается в детстве с помощью сказок.
Л. А. Яковлева, Т. А. Садыков, А. С. Шевчук обращают внимание, на то, что патриотическое воспитание в дошкольных учреждениях должно проводиться с использованием разнообразных методов, приемов, средств. При этом должны быть созданы условия для самостоятельной, совместной, индивидуальной, творческой деятельности детей, для их участия в конкурсах, выставках, фестивалях. Важно привлекать родителей к участию в праздниках и развлечениях, совместных проектах, различных мероприятиях [5, с. 127].
Одна из наиболее эффективных форм патриотического воспитания дошкольников — игра — является не только средством развлечения и отдыха, но и ориентирована на всестороннее развитие ребенка, а также выступает источником знаний, способом познания окружающего мира. Например, в некоторых дошкольных образовательных учреждениях практикуется проведение патриотической игры «Зарница».
Педагоги должны использовать все воспитательные возможности для того, чтобы дети узнали как можно больше о своей Родине, о ее истории, культуре, быте, народных традициях, о людях, которые ее создавали, защищали, развивают и преумножают, поэтому, очень важно, чтобы патриотическое воспитание дошкольников осуществлялось в тесном взаимодействии с семьей, общественными организациями, средствами массовой информации.
Таким образом, патриотическое воспитание старших дошкольников имеет определенные особенности, которые обусловлены возрастными и психологическими характеристиками. В этом возрасте целесообразно использовать игровые формы для формирования знаний о собственной стране, ее жителях, культуре; необходимо разнообразить преподносимую информацию посредством разнообразных методов и средств для ее лучшего восприятия и понимания.
Литература:
- Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков, М. П. Бузский. — Волгоград: Издатель, 2014. — 245 с.
- Петрова, В. И. Этические беседы с детьми 4–7 лет / В. И. Петрова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2013. — 316 c.
- Солодилова, О. О. Особенности работы по ознакомлению дошкольников с родным городом / О. О. Солодилова, С. Н. Юревич // Мир детства и образование: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. — 299 с.
- Яковлева, Л. А. Особенности патриотического воспитания старших дошкольников / Л. А. Яковлева, Т. А. Садыков, А. С. Шевчук // Мир детства и образование: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2021. — С. 124–131.