Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Недоступова, Е. С. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр / Е. С. Недоступова, Р. И. Часовских, М. А. Скоробогатова, А. Г. Мишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100124/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы рассказывают о проблемах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: патриотизм, нравственность, игра.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» качестве одной из приоритетных задач государственного значения на современном этапе выступает «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России». В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

На сегодняшний день процесс становления сознания подрастающего поколения находится под сильнейшим влиянием искусственно созданных эталонов массовой культуры, пропагандирующей возможности «красивой жизни» посредством масс-медиа и Интернет-ресурсов: эталоны массовой культуры отличаются простотой идей и образов, текстов, движений, звуков, что делает их необыкновенно привлекательными для детского восприятия. При этом нарушается стремление и способность ребенка к социально-значимой деятельности, основанной на личностной мотивации, свободном волеизъявлении, когда нравственные ценности становятся частью духовной культуры личности.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из самых актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников — это воспитание чувства гордости и любви к своей семье, родине, стране, воспитание живого интереса к культурному наследию своего народа, национальным традициям, истории народных промыслов, русской жизни и национальным традициям [2, с.156].

В последние годы происходит переосмысление сути нравственного и патриотического воспитания: идея патриотического и гражданского воспитания становится задачей общегосударственного значения, приобретая все большее общественное значение. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к близким людям, детскому саду, дому, родному городу, родине и родине. Формирование у дошкольников любви к родине с раннего возраста — это этап накопления социального опыта жизни на малой родине, усвоения принятых норм поведения, отношений и вхождения в мир собственной культуры.

Нравственно-патриотическое воспитание — это система действий, направленных на воспитание у детей чувства долга перед своей страной, национального самосознания, готовности защищать свою Родину.

Воспитание нравственности включает в себя воспитание дружеских отношений между детьми, умение учиться, учиться и работать вместе; формирование желания совершать добрые дела; воспитание уважительного отношения к окружающим нас людям; развитие волевых качеств (умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, следовать положительному примеру в своих действиях); формирование самооценки своих действий, а также доброжелательной оценки действий других.

Гармоничное развитие ребенка, будущего формирования личности является основой. От этого зависит успешное решение многих проблем, среди которых вопросы нравственного и патриотического воспитания занимают особое место.

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, природе, культуре, основанных на исторических и природных особенностях их родного города.

Проблемы:

— Формировать у детей знания о символике, достопримечательностях и богатствах России и ее родины; чувство любви и привязанности к своей семье, родине;

— Развивать интерес к традициям и рыболовству различных народов коренных земель;

— Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своей родины, толерантное отношение к представителям других национальностей.

Эти задачи решаются во всевозможных детских занятиях, а главное — в игре. Игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой.

С раннего возраста дети активно исследуют мир, исследуют все вокруг себя. Основная деятельность дошкольников — игра.

При обучении нравственности и патриотизму педагоги используют беседы, рассказы, наглядные методы и дидактические игры.

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об истории своей страны, ее традициях и обычаях.

Интеграция различных игр с другими образовательными средствами формирует основу для развития гармонично развитой позитивной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство [1, с. 48].

В работе педагоги используют такие игры, как:

1. Куб Блума

На сторонах куба написаны вопросы.

— «Почему»,

— «Объясни»,

— «Назови»,

— «Предложи»,

— «Придумай»,

— «Поделись».

Воспитатель или ребенок бросает кубик. Необходимо ответить на вопрос по той грани, на которую выпадет кубик.

2.Вертушка-пазл

В процессе игры ребенок развивает мелкую моторику, внимание, наблюдательность, мышление. Игра представляет собой поле, на котором нужные нам изображения, расположенные на трех окружности, которые располагаются в нужном направлении. В какой-то степени игра является разновидностью пазлов, и одновременно вариантом кругов Луллия. Сначала детям дается возможность разглядеть изображения, назвать, что они видят [4, с. 290].

3. Вертушка

— «Расскажи о России» — закрепить знания детей о государственных символах.

— «Русские народные музыкальные инструменты» — закрепить знание национальных музыкальных инструментов.

— «Русская народная кухня» — закрепить знание русской кухни.

4. «Собери герб, флаг».

Цель: Закрепить представления о гербе, флаге, родного города, страны

Материал: Картинки с изображением флага и герба; разрезные картинки (флаг, герб).

Ход игры: Рассмотреть флаг, герб России, области, рассказать о символике. Предложить собрать разрезанный флаг и герб по образцу.

5. Национальная одежда»

Цель: Формировать представления о народных костюмах. Развивать зрительное восприятие, внимание

Материал: Разрезные картинки с изображением национальной одежды

Ход игры: Задача детей составить картинку в точности по образцу.

Дидактические игры имеют большое познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольников и повышении эффективности учебно-воспитательного процесса [3, с. 233].

Дидактические игры оказывают большую помощь в формировании патриотических качеств дошкольников. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Игры способствуют развитию чувств, эмоциональной восприимчивости, памяти, мышления, обогащают речь детей.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, М.: Просвещение, 2001.
  2. Виноградова A. M. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, 2014.
  3. Жукова Р. А. Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6–7 лет, 2020.
  4. Куцакова Л. В., Губарева Ю. Н. 1000 развивающих игр для детей 5–7 лет. — М.: АСТ Астрель, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, Родина, дошкольный возраст, патриотическое воспитание, ребенок, родной город, массовая культура, национальная одежда, нравственно-патриотическое воспитание, ранний возраст.


Похожие статьи

Музыка как важное средство патриотического воспитания

В статье говорится о воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Патриотическое воспитание посредством музыки

В статье автор поднимает вопрос патриотического воспитания дошкольников.

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем (из опыта работы)

Статья посвящена приобщению младших дошкольников к культуре родного края через игровые технологии.

Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания

Данная статья направлена на формирование у дошкольников чувства патриотизма посредством народных подвижных игр.

Игра как средство всестороннего развития дошкольников

В статье автор исследует всестороннее развитие дошкольников посредством дидактических игр.

Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы развития внимания в старшем дошкольном возрасте и возможность использования настольно-печатных игр в качестве средства обусловливающего его развитие.

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Похожие статьи

Музыка как важное средство патриотического воспитания

В статье говорится о воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Патриотическое воспитание посредством музыки

В статье автор поднимает вопрос патриотического воспитания дошкольников.

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем (из опыта работы)

Статья посвящена приобщению младших дошкольников к культуре родного края через игровые технологии.

Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания

Данная статья направлена на формирование у дошкольников чувства патриотизма посредством народных подвижных игр.

Игра как средство всестороннего развития дошкольников

В статье автор исследует всестороннее развитие дошкольников посредством дидактических игр.

Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы развития внимания в старшем дошкольном возрасте и возможность использования настольно-печатных игр в качестве средства обусловливающего его развитие.

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Задать вопрос