В статье авторы рассказывают о проблемах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: патриотизм, нравственность, игра.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» качестве одной из приоритетных задач государственного значения на современном этапе выступает «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России». В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
На сегодняшний день процесс становления сознания подрастающего поколения находится под сильнейшим влиянием искусственно созданных эталонов массовой культуры, пропагандирующей возможности «красивой жизни» посредством масс-медиа и Интернет-ресурсов: эталоны массовой культуры отличаются простотой идей и образов, текстов, движений, звуков, что делает их необыкновенно привлекательными для детского восприятия. При этом нарушается стремление и способность ребенка к социально-значимой деятельности, основанной на личностной мотивации, свободном волеизъявлении, когда нравственные ценности становятся частью духовной культуры личности.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из самых актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников — это воспитание чувства гордости и любви к своей семье, родине, стране, воспитание живого интереса к культурному наследию своего народа, национальным традициям, истории народных промыслов, русской жизни и национальным традициям [2, с.156].
В последние годы происходит переосмысление сути нравственного и патриотического воспитания: идея патриотического и гражданского воспитания становится задачей общегосударственного значения, приобретая все большее общественное значение. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к близким людям, детскому саду, дому, родному городу, родине и родине. Формирование у дошкольников любви к родине с раннего возраста — это этап накопления социального опыта жизни на малой родине, усвоения принятых норм поведения, отношений и вхождения в мир собственной культуры.
Нравственно-патриотическое воспитание — это система действий, направленных на воспитание у детей чувства долга перед своей страной, национального самосознания, готовности защищать свою Родину.
Воспитание нравственности включает в себя воспитание дружеских отношений между детьми, умение учиться, учиться и работать вместе; формирование желания совершать добрые дела; воспитание уважительного отношения к окружающим нас людям; развитие волевых качеств (умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, следовать положительному примеру в своих действиях); формирование самооценки своих действий, а также доброжелательной оценки действий других.
Гармоничное развитие ребенка, будущего формирования личности является основой. От этого зависит успешное решение многих проблем, среди которых вопросы нравственного и патриотического воспитания занимают особое место.
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, природе, культуре, основанных на исторических и природных особенностях их родного города.
Проблемы:
— Формировать у детей знания о символике, достопримечательностях и богатствах России и ее родины; чувство любви и привязанности к своей семье, родине;
— Развивать интерес к традициям и рыболовству различных народов коренных земель;
— Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своей родины, толерантное отношение к представителям других национальностей.
Эти задачи решаются во всевозможных детских занятиях, а главное — в игре. Игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой.
С раннего возраста дети активно исследуют мир, исследуют все вокруг себя. Основная деятельность дошкольников — игра.
При обучении нравственности и патриотизму педагоги используют беседы, рассказы, наглядные методы и дидактические игры.
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об истории своей страны, ее традициях и обычаях.
Интеграция различных игр с другими образовательными средствами формирует основу для развития гармонично развитой позитивной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство [1, с. 48].
В работе педагоги используют такие игры, как:
1. Куб Блума
На сторонах куба написаны вопросы.
— «Почему»,
— «Объясни»,
— «Назови»,
— «Предложи»,
— «Придумай»,
— «Поделись».
Воспитатель или ребенок бросает кубик. Необходимо ответить на вопрос по той грани, на которую выпадет кубик.
2.Вертушка-пазл
В процессе игры ребенок развивает мелкую моторику, внимание, наблюдательность, мышление. Игра представляет собой поле, на котором нужные нам изображения, расположенные на трех окружности, которые располагаются в нужном направлении. В какой-то степени игра является разновидностью пазлов, и одновременно вариантом кругов Луллия. Сначала детям дается возможность разглядеть изображения, назвать, что они видят [4, с. 290].
3. Вертушка
— «Расскажи о России» — закрепить знания детей о государственных символах.
— «Русские народные музыкальные инструменты» — закрепить знание национальных музыкальных инструментов.
— «Русская народная кухня» — закрепить знание русской кухни.
4. «Собери герб, флаг».
Цель: Закрепить представления о гербе, флаге, родного города, страны
Материал: Картинки с изображением флага и герба; разрезные картинки (флаг, герб).
Ход игры: Рассмотреть флаг, герб России, области, рассказать о символике. Предложить собрать разрезанный флаг и герб по образцу.
5. Национальная одежда»
Цель: Формировать представления о народных костюмах. Развивать зрительное восприятие, внимание
Материал: Разрезные картинки с изображением национальной одежды
Ход игры: Задача детей составить картинку в точности по образцу.
Дидактические игры имеют большое познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольников и повышении эффективности учебно-воспитательного процесса [3, с. 233].
Дидактические игры оказывают большую помощь в формировании патриотических качеств дошкольников. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Игры способствуют развитию чувств, эмоциональной восприимчивости, памяти, мышления, обогащают речь детей.
Литература:
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, М.: Просвещение, 2001.
- Виноградова A. M. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, 2014.
- Жукова Р. А. Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6–7 лет, 2020.
- Куцакова Л. В., Губарева Ю. Н. 1000 развивающих игр для детей 5–7 лет. — М.: АСТ Астрель, 2003.