Патриотическое воспитание в развитии личности дошкольника подготовительной группы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 января, печатный экземпляр отправим 22 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 24.12.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Капшук, И. Р. Патриотическое воспитание в развитии личности дошкольника подготовительной группы / И. Р. Капшук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121064/ (дата обращения: 08.01.2025).



В статье описываются задачи патриотического воспитания в подготовительной группе в соответствии с ФОП ДО, раскрываются методы патриотического воспитания в развитии личности дошкольника, описывается опыт работы в подготовительной группе.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольники.

Патриотическое воспитание и формирование ответственного отношения к Родине, развитие чувства долга, принадлежности своей стране является неотъемлемой составляющей общественного развития и имеет огромное значение для будущего России.

Практики, направленные на развитие патриотизма у юных граждан, в детском саду включают в себя проведение занятий, бесед, календарных и народных праздников, конкурсов, организацию игр и досугов, вовлечение детей и родителей в коллективные мероприятия, досуги, проекты, праздники и экскурсии.

Воспитатели играют важную роль в этом процессе, они не только передают знания, но и формируют нравственные ценности, прививают любовь к родине, духовные основы.

Патриотическое воспитание является неотъемлемой и необходимой задаче в подготовительной группе, ведь в этом возрасте дошкольники уже имеют определенный багаж знаний, они готовятся перейти на новую ступень образования.

Задачи патриотического воспитания в ФОП ДО включают формирование знаний о культуре народов нашей страны, о достопримечательностях нашей родины, о практиках волонтерства в России.

Содержание патриотического воспитания предполагает развитие у детей ценностного отношения к историческому прошлому, формирование нравственного сознания, духовных качеств, уважения к традициям, гордость за свою страну.

Процесс патриотического воспитания предполагает включение дошкольников в общественно-значимую деятельность, в природоохранные акции, в трудовые практики, в волонтерскую деятельность.

В подготовительной группе мы уделяем особое внимание воспитанию гражданственности и патриотизма, опираясь на задачи ФОП ДО.

Так, чтобы воспитывать интернациональные чувства дошкольников, уважительное отношение к представителям других национальностей нашей Рожины был реализован проект «Многоликая Россия». Каждая неделя была посвящена изучению культуры одного народа, например, башкирской, татарской, калмыцкой, чеченской. Детей мы погружали в атмосферу праздника. Например, утром включали национальную музыку, выполняли зарядку под видео народных танцев. Перед сном включали народную колыбельную музыку. В течении дня читали сказку этого народа. На следующий день обсуждали культуру этого народа, пересказывали сказку и готовились к ее драматизации. В сюжетно-ролевых играх дети отражали обычаи этого народа, А мастер-классе родители некоторых дошкольников продемонстрировали свои национальные блюда. Таким образом мы решали первую задачу, обозначенную в ФОП ДО, формировали интерес к культуре и обычаям народов нашей страны.

В подготовительной группе стоит важная задача «расширять представления детей о государственных праздниках». Поэтому мы с детьми готовились к таким праздникам, как День Защитника Отчества, День Победы, День России. Принимали участие в конкурсе рисунков «Цветы Победы», оформляли выставку воинов, участников СВО «Наши герои», организовывали концерт для наших пап — защитников, разучивали патриотические песни и стихотворения, проводили выступление. Мы также поддерживали интерес детей подготовительной группы к событиям, происходящим в стране, рассказывали о том, какие спортивные события проводятся, показывали презентации о запуске ракет и космических спутников, в ходе виртуальной экскурсии знакомили детей с художественными музеями. Таким образом решали вторую задачу «развивали чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны».

Среди важных задач в подготовительной группе стоит необходимость «знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России». Поэтому в нашей группе был организован волонтерский отрад «Юные помощники». С нашим отрядом мы приняли участие в экологических акциях, в уборке территории, в подготовке посылок и писем для участников СВО, в благодетельном сборе корма для бездомных животных и помощи приюту. Мы старались рассказывать об известных деятелях России, которые не жалеют своих денег и сил и помогают беженцам, солдатам, инвалидам. Поэтому мы старались «включать детей при поддержке взрослых в социальные акции», знакомили их с волонтерскими организациями нашего города Краснодара. Таким образом, активно решаем третью задачу ФОП ДО.

Четвертой важной задачей, определенной ФОП ДО для детей подготовительной группы является «развитие интереса детей к населенному пункту, в котором живет». С этой целью нами был реализован проект «Наш Краснодар». В ходе этого проекта мы познакомили детей с достопримечательностями нашего города, а дети под руководством взрослых выполнили макеты некоторых исторических объектов (Войсковой собор, Триумфальную арку, мост поцелуев и др.). Мы провели виртуальную экскурсию в Музей военной техники, после которой дети сделали свои экспонаты танков, пушек и других объектов. Мы также познакомили детей с храмовой культурой Краснодара. Для этого подготовили пазлы и раскраски различных соборов. В художественно-творческой деятельности дети ощущали «переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего». С нашими воспитанниками мы принимаем участие в праздновании дня города Краснодара, знакомим родителей с проводимыми в городе выставками, приглашаем совместно посетить театрализованные представления для детей. Таким образом мы «поощряем активное участие в праздновании событий нашего города».

Патриотическое воспитание проходит сквозной нитью во всех образовательных областях:

— физическое развитие (организуем с детьми подвижные народные игры, знакомим с традициями народов России, формируя толерантное отношение к представителям других народов, проводим физкультурные досуги на патриотические темы «Защитники земли русской», «А-ну-ка богатыри»);

— познавательное развитие (проводим беседы о нашем городе и его достопримечательных, знакомим с символами нашей Родины, организуем виртуальные экскурсии в Москву, по золотому кольцу, в областные центры, проводим дидактические игры «Флаги и гербы», «Города России», викторина «Я знаю свой город»);

— социально-коммуникативное развитие (нами используются авторские беседы для проведения сюжетных игр «Как меняли звезду на Кремле», «Как строили Останкинскую башню», «Подготовка к Олимпийским играм», «Как Юрий Гагарин готовился стать космонавтом», «Строительство атомного ледокола «Ленин», «Экспедиция в Антарктиду с Беллинсгаузеном и Лазаревым», «Как русские воины защищали города от монголо-татар», «Невская битва», «Сталинградское сражение». Многие наши игры посвящены первооткрывателям, летчикам испытателям, российским ученым, спортсменам. Вначале мы рассказываем историю одного исторического события, показываем детям картинки, а затем предлагаем детям организовать игру на основе этих событий. Дети готовят инвентарь, сооружают ледокол, космический корабль или крепость, а затем распределяют роли и воспроизводят то или иное событие нашей истории. Таким образом, через игру дети узнают, как развивалась и крепла наша страна, какие трудности выпадали на долю нашего народа, какие великие люди помогали нам двигаться вперед);

— художественно-эстетическое развитие (на занятиях по рисованию мы предлагаем детям рассмотреть картины великих художников, например Н. Шишкина, В. Поленова, затем организуем беседу о красоте русской природы, о великих мастерах-пейзажистов. Предлагаем детям разукрасить шаблоны картин, срисовать изображение. Это помогает развивать у детей восприятие прекрасного. На занятиях по конструированию дети учатся сооружать объекты всероссийского значения: Кремль, Волго-Донской канал, парк Победы и т. д. На музыкальных занятиях мы организуем разучивание и прослушивание патриотических песен).

Большое значение играет правильно подобранный дидактический материал: книги о достопримечательностях нашей родины, книжки-раскраски «Памятники и обелиски», фотографии, макеты, лото «Символы России», открытки с городами. У нас организован мини-музей, в котором представлены музейные экспонаты, народные костюмы, старинные игрушки наших родителей, бабушек, предметы быта, рукоделия наших мастериц-родительниц.

Итогом патриотического воспитания считаем то, что наши воспитанники активно участвуют в волонтерской деятельности, помогают солдатам, беженцам, животным, проявляя патриотические качества и нравственное сознание, готовность прийти на помощь, поделиться. Наши дети имеют активную гражданскую позицию, участвуют в субботниках и коллективных делах детского сада, проявляют сознательное отношение в беседах о тех или иных событиях нашей истории, интересуются народной культурой, достопримечательностями, умеют ценить труд простых людей, которые создают различные блага и работают самоотверженно для общества.

Итак, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, подготовки их к будущему, становления устойчивой жизненной гражданской позиции. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы в подготовительной группе.

Литература:

1. Болотина, Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: учеб, пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М., 2017. 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, подготовительная группа, ребенок, Россия, задача, игра, виртуальная экскурсия, волонтерская деятельность, детский сад, нравственное сознание.


Похожие статьи

Задать вопрос