Особенности патриотического воспитания в детских дошкольных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Татаренцева, Е. В. Особенности патриотического воспитания в детских дошкольных учреждениях / Е. В. Татаренцева, С. П. Кузнецова, В. Н. Васильева, Е. В. Бездетко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 532-535. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39208/ (дата обращения: 16.12.2024).



Сложные, противоречивые события, характерные для нашей страны затрагивают многочисленные сферы жизнедеятельности человека, оказывая влияние на формирование взглядов, убеждений, ценностей людей различных возрастных категорий. Особенно восприимчивы к таким изменениям дети, в связи с чем, актуальной является проблема нравственного воспитания, одной из задач которой является формирование патриотизма.

Патриотическое воспитание имеет огромное значение для становления личности детей дошкольного возраста, следовательно, для работников дошкольных учреждений вопрос о содержании знаний, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, защитникам Отечества является достаточно актуальным.

Понятие «патриотизм» является достаточно многоаспектным. Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его» [2].

Толковый словарь русского языка С. Ожегова дает следующее определение: «Человек, преданный своему отечеству, своему народу» [4].

Словарь современного русского литературного языка дает такое толкование: «Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине» [2].

С категорией патриот неразрывно связана категория патриотизм. Согласно определению энциклопедического словаря, патриотизм — «одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [5].

Многие определения понятия патриотизм трактуют его как «Любовь к Отчизне» [2] либо как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [6].

Проблеме патриотизма подрастающих поколений особое внимание уделяли известные педагоги и общественные деятели прошлого (В. Г. Белинский, Е. Р. Дашкова, Н. А. Добролюбов, Н. М. Карамзин, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский), которые указывали на необходимость воспитания граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое отечество.

Исследования проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста нашли свое отражение в работах Н. В. Алешиной, А. А. Зеленовой, JI. B. Логиновой, М. Д. Маханевой и др.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

Патриотическое воспитание — скоординированный процесс совместной деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и убеждения в необходимости выполнения конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Известно, что дошкольный возраст — важнейший период становления личности, развития представления детей о человеке, обществе и культуре, формирования основных качеств: гуманизма, коллективизма, трудолюбия. Наполнить восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к России, ее истории в этом возрасте особенно важно.

Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Патриотизм определяется не только чувством привязанности к родителям, к семье, к родному городу, но и сопереживанием к окружающим людям. Это первая ступень формирования патриотизма.

Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине — деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма — воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям.

Данная идея особенно характерна для народной, христианской, сравнительной педагогики.

Работа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста должна быть последовательна и систематична. Так как чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, работа по патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач. Отметим, что формирование нравственных и эстетических ценностей в дошкольном возрасте является одним из важных компонентов патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Патриотическое воспитание в дошкольных учреждениях должно быть направлено на формирование любви к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре страны. При этом следует расширять представления как о России, так и о родном городе или районе, знакомить детей с символами государства: гербом, флагом, гимном; развивать чувства ответственности и гордости за достижения Родины. Очень важно формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Задачи патриотического воспитания в дошкольном учреждении определяются конкретными местными условиями и особенностями детей и предполагают следующие подходы:

Системный подход, являющийся одним из основных подходов в патриотическом воспитании, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Данный подход может быть представлен на разных уровнях, например как система взаимодействия человека с миром природы, как усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного ландшафта; усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий [3].

Личностный подход предполагает социальную, деятельную и творческую стороны личности ребенка, а также ориентацию на личность ребенка как результат процесса патриотического воспитания. Личностный подход основан на обязательном признании уникальности личности каждого ребенка, ее интеллектуальной и нравственной свободы, праве на уважение. Патриотическое воспитание в рамках данного подхода предполагает процесс саморазвития творческого потенциала ребенка, создание для этого соответствующих условий. Личностный подход тесно взаимосвязан с дифференцированным подходом к каждому ребенку, максимальному учету его психических особенностей, возможностей и интересов.

Деятельностный подход предполагает специальную работу по выбору организации деятельности ребенка, по активизации познавательной, трудовой коммуникативной деятельности ребенка.

Диалогический подход основан на вере в позитивный потенциал ребенка, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность ребенка, его потребности в самосовершенствовании развиваются только в условиях взаимоотношений с другими взрослыми и детьми, построенных по принципу диалога.

Культурологический подход обусловлен связью ребенка с культурой. Освоение культуры является важным условием патриотического воспитания ребенка, становления его творческой личности. В связи с этим важно создать предметно-развивающую среду в содержании работы с детьми. Например, развитию личности в духе патриотизма, формировании любви к традициям своего народа способствуют произведения народного творчества.

Для реализации патриотического воспитания дошкольников по такой системе, необходимо:

– создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

– обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

– тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются тематические занятия, направленные на активизацию мыслительной активности. Для этого можно использовать вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, приемы сравнения и анализа (детей нужно приучать самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы).

Необходимо включать в тематику чтения художественной литературы рассказы, стихотворения или другие литературные произведения о защитниках Отечества.

Так как дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать на занятиях не только художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы, например, национальные костюмы, старинную мебель, посуду и т. д. Представления о быте наших предков складываются наиболее эффективно через ознакомление детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.

В связи с этим желательно организовывать посещения музеев. Интересным вариантом является также организация специальных помещений в детском саду наподобие «избы», благодаря чему открывается возможность первого приобщения к истории быта родного края.

Важным условием патриотического воспитания детей является тесное взаимодействие с родителями. К сожалению, в некоторых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и часто вызывают лишь недоумение.

Родители должны стать обязательными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, помогая, к примеру, в сборе информационного материала по родному краю, участвуя в воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т. п.

В данной связи наиболее целесообразна организация в детском саду семейных факультативов типа «Родной край». Желательно, чтобы занятия семейных клубов включали работы фольклорного плана, а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы и т. д. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Огромное значение имеют также экскурсии к достопримечательностям города или района, в частности к памятным местам, мемориалам, Доске почета в честь героев Великой Отечественной войны. Во время таких экскурсий желательно вместе с детьми наблюдать такие ритуальные действия как возложение цветов к памятнику, минута молчания.

Следует также отметить, такое важное условие эффективности патриотического воспитания дошкольников, как повышение профессиональной компетентности педагогов.

Представленная выше схема мероприятий по патриотическому воспитанию не может передать весь масштаб работы по данному вопросу, в связи с чем необходимо совершенствовать данную деятельность в детских дошкольных учреждениях, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитывает интерес к своей Родине и является важным фактором социализации ребенка.

Литература:

  1. Большая Советская энциклопедия. / Под ред. Б. А. Введенского. В 5 т. — М.: Просвещение, 1955. — Т. 2. — 720 с.
  2. Даль, В. А. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. — М.: Русский язык, 1998. — Т. 3. 779 с.
  3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет. — М.: Сфера, 2007. — 224 с.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М: Русский язык, 1987. — 797 с.
  5. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия. // Воспитание школьников, 2001. — № 5. — с. 2–8.
  6. Философская энциклопедия. / Под ред. С. В. Константинова. В 6 т. — М.: Советская энциклопедия, 1967. — Т.4. 591с.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, дошкольный возраст, патриотическое воспитание детей, воспитание любви, ребенок, личностный подход, Отечество, детский сад, малая родина, родная природа.


Похожие статьи

Система патриотического воспитания в дошкольном учреждении

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего профессионального образования

Особенности деятельности учителя во внешкольных учреждениях

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование социальной грамотности в дошкольных образовательных учреждениях

Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Особенности экологического воспитания дошкольников

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучными семьями в СОШ

Похожие статьи

Система патриотического воспитания в дошкольном учреждении

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего профессионального образования

Особенности деятельности учителя во внешкольных учреждениях

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование социальной грамотности в дошкольных образовательных учреждениях

Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Особенности экологического воспитания дошкольников

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучными семьями в СОШ

Задать вопрос