В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.
Леонардо да Винчи
Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы — научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Цель экологического образования — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования.
Я считаю, что начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Опыт моей работы показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Организуя работу по экологическому образованию дошкольников, я дифференцирую понятия «охрана природы» и «экология». Под охраной природы подразумевается определенная деятельность человека, направленная на сохранение, как отдельных организмов, так и целых биоценозов и экосистем. Экологией же называется наука о взаимоотношении организмов друг с другом и о приспособлении их к жизни в тех или иных условиях. Ребенок узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. В переводе с греческого «экология» — это наука о доме. Причем имеется в виду, что природа является домом не только для человека, но и для каждого живого организма, будь это животное, растение, гриб или бактерия. Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.
Именно поэтому человек не должен вмешиваться в естественное течение жизни, «улучшать» среду обитания, ввозя неизвестные в данной местности виды или истреблять существующие. Любая «помощь» природе должна основываться на знании законов природы, учитывать потребности отдельных видов и предугадывать возможные последствия того или иного воздействия. Полностью освоить это способен не каждый ребенок. Однако, знакомя детей с подобной информацией, я не добиваться того, чтобы они досконально разобрались в ней или смогли воспроизвести в деталях. Это придет позже. Важно, чтобы дошкольник познакомился с такой информацией и научился руководствоваться простейшими природоохранными правилами в своей деятельности.
Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфо-функциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка.
Важное значение при изучении экологии имеет создание развивающей среды — уголок природы. Для этого я создала уголок природы, он служит для постоянного общения детей с растениями. Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.
Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит игровую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать в течение всего года. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Опыт моей работы показал, что работа в уголке природы детям доставляет большую радость и удовольствие.
Для лучшего освоения детьми материала по экологии я выделила для себя несколько принципов, которых придерживаюсь в своей работе:
– Нельзя оставлять детские вопросы без ответов.
– Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.
– Важно формировать у детей желание поступать хорошо при взаимодействии с природой и друг с другом, воспитывать потребность созидать, а не разрушать.
– Следует использовать разнообразные формы и методы работы.
– Работу по экологическому образованию необходимо вести систематически и планомерно, используя все виды деятельности.
Требования по формированию экологической культуры детей
Задачу по формированию экологического сознания дошкольников можно считать выполненной, если в конце пребывания в детском саду они овладеют такими общими понятиями:
– каждый живой организм нуждается для своего существования в одновременном присутствии многих условий (в комплексе условий);
– нарушение хотя бы одного из них приводит к ухудшению состояния, а зачастую и к гибели организмов;
– у разных организмов потребность в условиях разная. По внешнему виду организма можно примерно определить, в каких условиях он нуждается; ориентиром служат его отдельные признаки;
– по внешнему виду и поведению знакомых объектов можно примерно определить, какие условия жизни нарушены, чего им не хватает;
– если человек берет под опеку животное или растение, он несет за него ответственность; поэтому вначале нужно узнать, в каких условиях оно нуждается, а затем создать эти условия, глубоко изучив особенности данного организма по литературе и спросив у знающих людей;
– в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов. Таковыми они считаются только по отношению к человеку. Поэтому каждый организм, каким бы вредным он ни был для нас, имеет право на существование. Например: «Тараканы вредны: они не только портят пищу, но и переносят возбудителей болезней». Это утверждение не верно: в природе тараканы в природе выполняют важную функцию — они уничтожают органические остатки, кроме того, сами являются кормом для разных видов животных;
– человек — единственное существо, которое обладает развитым разумом. Благодаря разуму он является самым сильным существом на Земле, поэтому оказывает более значительное влияние на природу, чем животные и растения. Следовательно, он несет ответственность за создание благоприятных условий жизни не только домашних, но и для свободно живущих организмов;
– последствия поступков человека отражаются не только на ближайшем окружении, но и в масштабах макрокосмоса.
Литература:
- Молодова, Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников [Текст] / Л. П. Молодова. — Минск: Асар, 1999. — 112 с.
- Лаврентьева, Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания [Текст] / Н. Г. Лаврентьева. — Чита: ЗабГПУ, 2000. — 23 с.
- Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — Москва: ТЦ Сфера, 2005. — 80с.
- Николаева С. Н. Программа «Юный эколог» [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 1994, № 9. — С. 51–53.