Природа и человек… Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?
Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.
В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.
Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является развитие гуманной, социально активной творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней, т. е. — формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Исходя из указанной цели, предполагается решение следующих задач:
– воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать ее красоту и многообразие;
– формировать знание о природе;
– развивать сочувствие, сопереживание ко всему живому.
Данные задачи должны решаться не обособленно, а взаимосвязано. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть ее — дело сложное. Для этого воспитатель сам должен уметь жить в гармонии с природой. Дети очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода в формировании экологической культуры дошкольников, является создание среды, в которой воспитатель личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвует в природоохранной деятельности.
В процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста используют разные методы: наглядные, это например, наблюдение, демонстрация; практические, это игры; словесные, это беседы, чтение художественных произведений (что способствует расширению знаний о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания) и экспериментальные, это опыт (то есть это наблюдение со специально созданными условиями).
Эти методы классифицируются на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней (наблюдение, несложные опыты, игры с природным материалом), или через ознакомление опосредованным путем (беседы, чтение художественных произведений).
Наблюдение является основным методом ознакомление детей с природой, он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате у детей формируются реальные представления об объектах природы. В это время, так же активно взаимодействуют речь, мышление и восприятие. Во время наблюдения дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи.
Формы ознакомления детей дошкольного возраста с природой бывают разные: занятия; экскурсии; прогулки; работа в повседневной жизни.
В детском саду интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям так велик, что удовлетворить его на занятиях не предоставляется возможным, поэтому основной объем материала я даю в свободной деятельности, в процессе ежедневного личностного общения с детьми.
В ходе экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду используются различные методы: словесные (беседы, чтение художественной литературы); наглядные (труд); экспериментальные (опыт). Дети знакомятся с природой через экскурсии, прогулки, занятия. Проводятся занятия первично-ознакомительного типа; занятия углубленно-познавательного типа; занятия обобщающего типа; занятия комплексного типа. В группах есть уголки природы, в которых дети наблюдают за ростом и развитием растений, за изменениями, которые происходят в зависимости от сезона. В работе с детьми использую метод наблюдения. Циклы наблюдений за растениями, растущими на окне, на участке, помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями жизни. Обязательно включаю в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений и животных. Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся со строением и функциями их органов. Проводим наблюдения и во время прогулок: за кошками, собаками, птицами. Также в осенне-зимне-весенний период кормим птиц. Предварительно дети с родителями делают кормушки, которые мы разместили на участке.
Экологические занятия воспитывают в детях любовь к природе, стремление охранять ее.
Литература:
- Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
- Бобылева Л., Дупленко О. О программах экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998.
- Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. — Мн.: Нар. асвета, 1972.
- Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста Электронный курс / В. Г. Фокина, О. М. Газина. — Режим доступа: http://fictionbook.ru/ static/ trials/ 09/74/11/09741121.а4.pdf
- Гончарова, Е. В. Технология экологического образования детей ДОУ Текст: учебное пособие / Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева. — Екатеринбург: Центр Проблем Детства, 2002.- 194 с.
- Зебзеева, В. О. О формах и методах экологического образования дошкольников Текст / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — С. 45–49.
- Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников Текст / А. И. Иванова. — М.: ТЦ Сфера, 2009.- 80 с.
- Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие Текст / С. Н. Николаева. — М., 2005. — 336 с.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
- Рыжова Н. А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. Дошкольное воспитание № 7, 2001.