Особенности трудового воспитания младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.11.2023

Статья просмотрена: 751 раз

Библиографическое описание:

Курбанова, Р. А. Особенности трудового воспитания младших школьников / Р. А. Курбанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108007/ (дата обращения: 16.12.2024).



В наше время много говорится о трудовом воспитании подрастающего поколения. Во многом эти вопросы связаны напрямую с будущим профессиональным самоопределением человека, так как раннее трудовое воспитание прежде всего ориентировано на привитие интересов ребенка к процессу труда и его мотивации к проявлению интереса и активности в трудовой деятельности.

Об особенностях трудового воспитания говорили многие ученые и исследователи, среди них широко известны такие авторы как В. А. Володина, С. А. Самойлова, К. А. Кирина, В. В. Васильева, П. А. Онушкина и др. Вопросы раннего трудового воспитания и профессиональной ориентации актуальны в настоящее время и в трудах зарубежных авторов, исследователей [5, с. 80].

Ни для кого не секрет, что трудовое воспитание прежде всего начинается в семье где воспитывается и растет ребенок. Если обратиться в историю, то можно увидеть насколько велико было влияние семьи на становление трудовых интересов подрастающего поколения. Еще с малых лет ребенок впитывает ту среду и отношения в которых он развивается.

В младшем школьном возрасте ребенок хорошо понимает, в чем заключается смысл трудовой деятельности его родителей (кем работает его мама, папа или работали бабушка и дедушка и др.). Ребенок с детства слышит разговоры в семье о профессиональной деятельности своих родителей, тем самым он пропитывается атмосферой их трудовой сферы («У моей мамы красная форма, она ее носит на работе», «Моя мама лечит детей, она врач», «А моя мама проверяет тетради, ставит оценки ученикам своего класса»).

Всегда можно услышать аналогичные разговоры из уст младших школьников (ученики первых-вторых классов). Примерно такие же беседы ведут мальчики, но их интерес более обращен к труду мужского профиля в лице отца («Мой папа водитель. Его машина грузовая, она очень большая», «Мой папа работает в банке, у него много бумаг и документов»).

Трудовое воспитание ребенка в семье не заканчивается только воздействием на личность профессиональной деятельности его родителей, здесь также важную роль играет сам процесс привлечения ребенка к выполнению трудовых действий по дому, хозяйству, в быту. Младшие школьники вполне могут справиться с ежедневными обязанностями. Они отлично заправляют свою постель, готовят несложные завтраки, убирают за домашними животными, выгуливают их, протирают пыль, могут провести влажную уборку помещения, вынести урну и др.

Однако все эти навыки и умения не приходят к ребенку просто так, по мере наблюдения за родителями, они приучаются к труду если только выполняют те или иные действия совместно с родителями. Мама моет посуду, а дочь протирает чашки и складывает их в аккуратном порядке.

Никогда ребенок не освоит навыков самостоятельного трудового действия, пока не начнет выполнять их лично или совместно с родителями. Изначально ребенку требуется контроль со стороны, возможно инструктирование его, пояснения, а после данные действия трудового характера он уже выполняет самостоятельно без контроля со стороны на уровне автоматизма [2, с. 11].

Рассмотрим особенности трудового воспитания младших школьников в условиях начальной школы. Педагог должен понимать, что в условиях дошкольной образовательной организации детей часто приучали к будущей профессиональной деятельности через проведение сюжетно-ролевых игр, где они разыгрывали разные сценарии (игры в больницу, магазин, детский сад, школу и др.).

В условиях начальной школы данные направления игровой деятельности уже не реализуется в полном объеме, так как игровая деятельность сменяется учением. Поэтому трудовое воспитание здесь продолжается во время бесед с учениками во внеурочной деятельности, на классных часах и др. В трудовом воспитании учащихся начальной школы значимую роль играет привлечение детей к коллективному труду. Это прежде всего уборка класса, поливка цветов, труд на пришкольном участке, ремонт книг и учебников и др.

Особо важно всегда отмечать успехи детей в труде, даже если они незначительны, можно стимулировать их разными способами: хвалить, поощрять, мотивировать, награждать (дипломы, грамоты, благодарственные письма и др.). Все те трудовые действия, которые ребенок выполняет в семье и в классе должны быть значимы не только для него лично, но и для всех окружающих его людей: взрослые и сверстники.

Не менее важен в начальной школе урок труда, где ребенок приучается к творчеству, ручному труду, развивает навыки своей мелкой моторики и др. Педагогу современной школы не так просто привлечь ребенка к художественному труду, так как многие дети избалованы гаджетами, телефонами, компьютерами и др. Поэтому педагог должен приучать детей на уроках технологии к творчеству, креативному мышлению, проявлению фантазии, воображения через внедрение в образовательный процесс самых разных направлений деятельности: проблемное обучение, системно-деятельностный подход, индивидуальное обучение, проектные технологии и др.

Проектные работы, которые ориентированы на трудовое воспитание детей могут быть направлены на выращивание разных видов растений, комнатных цветов, кормление птиц зимой и др. Все эти направления работы прежде чем описать в проекте младший школьник реализует на практике, соответственно он сооружает и участвует в установлении кормушек для птиц, занимается поливкой цветов, удобрением и рыхлением почвы и др. [3, с. 8].

Также младший школьник параллельно чистит кормушки, прибирает инвентарь, все это приучает ребенка к труду, воспитывает прилежность, самостоятельность и аккуратность в работе. Хорошо приучает ребенка к труду дежурство в классном коллективе.

Все это воспитывает положительное отношение к собственной трудовой деятельности, так как ребенок приучается видеть результаты своего труда: чистая доска, посуда, аккуратно прибранные книги и др. Параллельно педагоги и родители должны приучать ребенка убедительно и бережно относится к результатам труда других людей.

Родители не должны думать, что самое главное для младшего школьника — это обучение, а домашние обязанности для него лишняя нагрузка, труд, который отрывает его от учебы. Труд поэтому в нашем обществе теряет свою позицию с точки зрения нравственной ценности.

Все это делает проблему трудового воспитания детей еще более актуальной и востребованной в современной педагогической науке. Учитель начальных классов в лице классного руководителя должен постоянно сотрудничать с семьей обучающегося в решении вопросов трудового воспитания, только в данном случае процесс может быть максимально эффективным [5, с. 80].

Для того, чтобы процесс трудового воспитания учащихся начальной школы дал максимальный результат важно данную деятельность реализовать не только в тесном сотрудничестве педагогов школы и семей учащихся, но и обязательно прослеживать систематичность в работе. Во внеурочной работе и на классных часах педагог должен знакомить детей и расширять их представления о новых профессиях (дизайнер, эколог, мерчендайзер и др.). На данные мероприятия можно приглашать представителей разных профессий или организовывать экскурсии и выходы на предприятия города.

В этом направлении можно включать в образовательно-воспитательную деятельность информационно-коммуникативные технологии в виде интерактивных игр, слайд презентаций, видеороликов и др. Включая в процесс трудового воспитания цифровые технологии можно существенно повысить результативность в достижении поставленных целей и задач.

Таким образом, ни для кого не секрет, что трудовое воспитание прежде всего начинается в семье где воспитывается и растет ребенок. Никогда ребенок не освоит навыков самостоятельного трудового действия, пока не начнет выполнять их лично или совместно с родителями. Изначально ребенку требуется контроль со стороны, возможно инструктирование его, пояснения, а после данные действия трудового характера он уже выполняет самостоятельно без контроля со стороны на уровне автоматизма.

В трудовом воспитании учащихся начальной школы значимую роль играет привлечение детей к коллективному труду. Это прежде всего уборка класса, поливка цветов, труд на пришкольном участке, ремонт книг и учебников и др. Все те трудовые действия, которые ребенок выполняет в семье и в классе должны быть значимы не только для него лично, но и для всех окружающих его людей: взрослые и сверстники.

Литература:

  1. Вяльцев, А. М. Жизнь начальной школы / А. М. Вяльцев // Младшие школьники. — 2021. — № 8. — С. 29.
  2. Габитус, А. А. Профессиональная ориентация младших школьников / А. А. Габитус // Вопросы воспитания. — 2021. — № 9. — С. 11.
  3. Гербовая, И. С. Внеурочная работа в школе / И. С. Гербовая. — СПб.: Русь, 2022. — 208 с.
  4. Гусева, П. А. Компоненты детской трудовой деятельности / П. А. Гусева // Технологии образования. — 2019. — № 10. — С. 58.
  5. Дарвина, В. А. Трудовое воспитание в семье / В. А. Дарвина. — Казань: Знание, 2020. — 147 с.
  6. Жаркова, С. Е. Трудовая деятельность младших школьников / С. Е. Жаркова. — М.: Мега, 2020. — 122 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, трудовое воспитание, начальная школа, труд, младший школьник, моя мама, поливка цветов, родитель, трудовое воспитание учащихся, Мой папа.


Задать вопрос