Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности психологического здоровья учащейся молодежи

1. Общие вопросы медицины и здравоохранения
83
Поделиться
Библиографическое описание
Особенности психологического здоровья учащейся молодежи / Э. В. Галлямова, Р. Н. Кильдибекова, В. Т. Кайбышев [и др.]. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/52/2307/.

Среди молодежи часто наблюдается изменение психологического здоровья, которое при наличии определенных личностных характеристик не позволяет адаптироваться к обществу, развиваться самому, содействовать его развитию. Для полноценного функционирования человека в социуме, необходимым условием является неразделимость телесного и психического. [1]

Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества. Выделяются три уровня психологического здоровья: 1) креативный, высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире потому, что хорошо усвоили и приняли его законы; 2) адаптивный, средний уровень, проявляют люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности, таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья; 3) дезадаптивный, низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с нарушением баланса процессов, к которым относятся поведение человека, при разрешении конфликта стремящегося приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Не конструктивность его проявляется в негибкости стиля поведения, попытках полностью соответствовать требованиям окружающих и так же поведение, наоборот, характеризующееся активно-наступательной позицией, стремлением подчинить окружение своим потребностям. [2,3]

Современный ритм жизни, способствует нарастанию нагрузок на нервную систему, психику человека. Информационный объем, в процессе обучения, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, возрастание агрессивных факторов) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к чрезмерному эмоциональному напряжению, которое в первую очередь проявляется повышением уровня тревоги у лиц молодого возраста.

Измерение тревожности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Высокие показатели тревожности могут отражать как реальное состояние, так и демонстративное манифестирование собственным состоянием, призыв о помощи. Понижение показателя тревоги означает как действительное отсутствие тревоги, так и стремление закрыться от среды, при реально существующем высоком уровне тревоги. Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.[1, 3]

Реактивная тревожность, как состояние, характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжения, беспокойства, нервозности и сопровождается активацией вегетативной нервной системы. Эта величина достаточно динамична, изменяется во времени, может быть различной интенсивности и дает характеристику психоэмоционального состояния индивидуума на момент исследования. Личностная тревожность устойчивая индивидуальная характеристика, дающая представление о предрасположенности человека к тревожности

Цель исследования: Оценка изменений психологического здоровью студентов – медиков в процессе обучения.

Материалы и методы: Объектом исследований были студенты Башкирского государственного медицинского университета 1 и 5 курсов. Тревожность и как личностное свойство, и как состояние позволяет дифференцированно измерять методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером. На русском языке шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным. Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня реактивной и личностной тревожности. При интерпретации показателей ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая. Использовали методику (САН) – самочувствие, активность, настроение, которая состоит из 30 характеристик, является разновидностью опросников состояний и настроений, впервые разработан В.А.Доскиным и соавторами (1973). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. [1,3]

Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью пакета программ Statistico 6,0. Нормальность распределения проверялась с помощью критерия Шапира-Уилка.

Результаты исследований: Нами был проведен анализ результатов анкетирования студентов – медиков и выявлены факторы риска развития заболеваний: на низкую физическую активность указали 689 (77,1%) респондента, недостаточную продолжительность ночного сна 595 (66,5%), употребление алкоголя 405 (45,3%), курение 278 (31,2%). На 1 курсе курили – 71 (28,3%) из них юноши 30 (42%) и девушки 11 (14,8%), а на 5 курсе – 134 (33,9%), 47 (35,5%) и 45 (33,2%) соответственно. Количество курящих девушек на 5 курсе увеличилось более чем в 2 раз. Жалобы на состояние здоровья среди курящих предъявляли 165 (59,2%) респондентов, наиболее значимыми были: головная боль, слабость, плохой сон по сравнению с некурящими.

Отмечен значительный рост числа употреблявших алкоголь, в процессе обучения, в основном за счет слабоалкогольных напитков – пиво, коктейли и другие, на 1 курсе – 76 (30,3%), 5 курсе – 204 (51,6%) студентов. Отмечается высокая частота низкой физической активности, которая в 17 летнем возрасте была у 180 (72,2%), а в 21 год увеличилась до 334 (84,5%).

Анализ результатов исследования показал, что студенты – медики свободное время предпочитают проводить за просмотром телепередач – 202 (22,7%), занятиями любимым делом – 189 (21,2%), чтением книг – 128 (14,4%), общением в Интернете – 147 (16,5%), посещением гостей – 130 (14,6%) и лишь – 94 (10,6%) отметили занятие физкультурой, спортом, туризмом, экскурсии.

При оценке жилищно-бытовых условий отмечалось, что 293 (32,8%) студента проживают с родителями в отдельной квартире, 11 (1,2%) проживают с родителями в коммунальной квартире, 25 (2,8 %) с родителями в частном доме, 105 (11,8%) живут на квартире, 82 (9,2 %) снимают отдельную квартиру, 377 (42,2%) проживали в общежитие.

При изучении физического здоровья студентов по данным весоростового индекса – BMI [bodi mass index] было выявлено, что избыточную массу тела на 1 курсе имели 15 (5,9%), а к 5 курсу увеличилось до 37 (9,3%), дефицит массы тела на 1 курсе был у 31 (12,5%) и на 5 курсе – 34 (8,5%, р > 0,01). Можно предположить, что дефицит и избыточная массы тела могут способствовать ухудшению общего физического развития и снижению адаптации к условиям окружающей среды.

Оценка психоэмоциональной сферы показала высокий уровень реактивной тревожности у студентов медицинского университета: на 1 курсе у 209 (31,05%), на 5 курсе – 183 (34,07%), умеренная тревожность – 422 (62,7%) и 273 (50,84%, р < 0,05) и низкий уровень – 39 (6,25%) и 68 (15,09%) соответственно. Низкий уровень реактивной тревожности на 5 курсе был в 2,5 раза больше, чем на 1 курсе ( р < 0,05). Исходя из предпосылки о важности роли состояния тревожности как пускового механизма формирования психосоматической патологии, с одной стороны, и как маркера психоэмоционального стресса – с другой, было установлено, что у студентов 1 и 5 курсов отмечались высокие уровни как реактивной, так и личностной тревожности. О напряженности механизмов эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы среды и высоком уровне напряжения адаптационных механизмов личности свидетельствуют полученные данные. Высокие уровни тревожности у студентов – медиков объясняются большой нагрузкой и напряженностью учебного процесса, которые отметили 282 (23,3%) респондентов, из них 1 курс – 45 (10,5%) и 5 курс – 67 (12,8%), на 1 курсе боязнь быть исключенными из вуза – 143 (21,2%), изменением жизненной ситуации – 61 (9,1%), из них 1 курс – 17 (4,1%) и 5 курс – 25 4,9%), на 5 курсе кроме этих причин были ссоры с близкими людьми и партнерами – 87 (16,2%), отсутствием ясности с выбором специальности, трудоустройством – 72 (13,4%).

Результаты тестирования по опроснику САН показали отрицательную динамику в процессе обучения, показатели самочувствие, активность, настроение, ухудшались к 5 курсу. Уровень «самочувствия» среди студентов – медиков на 1 курсе был 5,78+_0,12 баллов, на 5 курсе 5,12­+_0,18 баллов, уровень активности снизился с 5,92+_0,14 до 4,45+_0,16 баллов, уровень настроения с 6,06+_0,12 до 5,46+_ 0,18 баллов соответственно.

Таким образом, результаты анкетирования свидетельствуют о напряженности механизмов эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы окружающей среды и высоком уровне напряжения адаптационных механизмов личности. Оценка психоэмоционального статуса у студентов – медиков, показала ухудшение психологического здоровья студентов 5 курса, по сравнению с 1 курсом.

Для улучшения физического и психологического здоровья учащейся молодежи необходимо проводить обучающие коррекционные программы по формированию мотивации здорового образа жизни, направленных на уменьшение негативных поведенческих факторов риска (курение, употребление алкоголя, низкая физическая активность).

Особое внимание необходимо уделять студентам медицинского университета, поскольку полноценное физическое и психологическое здоровье врача является обязательным условием для его качественной профессиональной реализации.


Литература:

  1. Анастази А.А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина //СПб.: Питер.,2002. – 688с.
  2. Медведев В.И. Адаптация. – СПб.,2003.
  3. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов. – СПб., Питер 2006. – 607с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный