Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
А. Н. Толстой
Одна из задач нравственного воспитания — это воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, которое включает в себя воспитание любви к родной стране, близким людям, к детскому саду, к родному городу. Очень трудоемкой является работа по воспитанию у ребенка любви к родному городу и родной стране. Педагогу необходимо как можно раньше пробудить в дошкольнике любовь к родной земле. С первых шагов формировать черты характера, которые помогут ему стать достойным человеком в гражданском обществе. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться педагог?
Нельзя забывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране он выражает проявлением восхищения и восторга. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. Именно поэтому, педагогу необходимо стараться вызвать на занятии эти эмоции.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место. Л. С. Макаренко. В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание детей включает в себя 5 разделов:
Я и моя семья. Мир ребенка начинается с самого близкого его окружения — его семьи. В данном разделе дошкольники получают знания о своих родных, тем самым, у них воспитывается гуманное отношение к близким. Так же они уточняют представления о занятиях своих родителей, семейных историях, традициях.
Детский сад. Используя игры, экскурсии, прогулки, занятия дошкольников учат ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе. Далее дети учатся свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, знакомятся с телефонными номерами экстренной помощи. Так же дошкольники учатся быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях.
Родная природа. Любовь к природе одно из проявлений патриотизма. Очень важно научить ребенка эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе эмоционально, бережно, с любовью. Педагогу важно не забывать поощрять желание детей ближе узнавать о природе родного края.
Родной город. Родная страна. Дети получают краеведческие знания и сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, предприятиях, знаменитых земляках.
Из этого раздела дети получают географические сведения о территории нашей страны (глобус, карта). Так же старшие дошкольники знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Расширяются представление о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к ним. Неотъемлемой частью является знакомство детей со столицей нашего государства, другими городами страны, знаменитыми россиянами. Параллельно идет представление о том, что Россия — многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Тем самым формируется чувство любви, уважения и гордости к своей стране.
Родная культура. Немаловажно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. При помощи занятий этого раздела педагог знакомит детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Устраивая экскурсии в мини-музеи, где детям представляются предметы русского быта, формируется общее понятие о народной культуре, ее богатстве и красоте. Материалы экспозиций музея, систематизированные и преподносятся детям в доступной форме, тем самым, дают дошкольникам реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества.
Добиться успеха в патриотическом воспитании можно только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут действительно доступны детям дошкольного возраста, так, чтобы они смогли вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Воспитывая будущее поколение, нужно помнить, что обществу нужен правильный, полный сил и энергии созидатель нашего государства. От того как будут решаться задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
Литература:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. — М.:УЦ «Перспектива», 2008. — 248 с.
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание к детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.
- Петрова В,И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-изд., испр. и доп. — М.: Мозаика- Синтез, 2008. — 880 с.