Ключевые слова: Родина, Россия, патриотизм, нация, детский сад, город, малая Родина.
Мы все дети одной Родины — России. Какие бы политические, экономические события не происходили, как бы сложно и трудно не жилось нам в определённом отрезке времени, Россия остаётся нашей родиной, землей наших предков, нашей культуры. Мы живём здесь и обязаны сделать всё, чтобы наша страна была великой и процветающей.
Что такое патриотизм? Патриотизм — это духовное и нравственное начало гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Выдающийся русский публицист начало 20 века М. О. Меньшиков писал: «Патриотизм, если он истинный, — это высшее счастье нации.… Приказать быть патриотом нельзя. Если мы хотим вернуть это счастье, пора закладывать для него устои. Надо сделать так, чтобы было чем гордиться за народ свой, и не было бы того, за что приходится краснеть».
Патриотизм закладывается и зарождается из любви к малой Родине. Интерес и любовь к родному краю начинается с близкого окружения — со знакомства с детским садом, своей улицей, городом.
Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. Задача взрослых: создать тёплые воспоминания у ребёнка о детском саде; добиться того, чтобы ребёнок ходил в садик с желанием. Необходимо подвести их к пониманию того, что детский сад — частица малой Родины, его нужно любить, беречь.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников представлены в блоке «Наш детский сад».
Формирование патриотических чувств представлено в каждой возрастной группе через приобщение к деятельности детей.
Реализация мероприятий предполагает интегрированный подход. При этом использование интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах деятельности.
Мой детский сад
Возрастная гр. |
Представления, отношения. Чувства |
Приобщение к деятельности |
1-я младшая группа |
Учить узнавать свой детский сад, находить свою группу. Создавать условия, способствующие формированию доверия и любви детей к своим воспитателям, помощнику воспитателя и другим сотрудникам дошкольного учреждения. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам. Объяснять, что нельзя драться и обижать других детей. Учить ориентироваться в помещении своей группы, на участке; называть основные помещения, сооружения (групповая комната, лестница, веранда, песочница). Начать формировать представления о детском саде. |
Прогулки, экскурсии по группе, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, занятия. |
2 Младшая группа |
Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними. Напоминать имена и отчества некоторых работников детского сада (музыкальный руководитель, мед. сестра, заведующая, старший воспитатель и др.). Стимулировать желание поддерживать порядок в группе. Формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам. Совершенствовать умение ориентироваться в помещении на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зелёного, жёлтого и красного сигналов светофора. |
Прогулки, экскурсии в мед. кабинет, метод. кабинет, трудовые поручения, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, экспериментирование, занятия (изодеятельность, ознакомление с худ. литературой, окружающим миром, музыкальное). |
Средняя группа |
Продолжать знакомить с детским садом и его сотрудниками. Вызывать у детей желание встречаться с друзьями, учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. Привлекать детей к обсуждению оформления групповой комнаты и раздевалки. Учить свободно ориентироваться в помещении детского сада. Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями. Познакомить детей с историей детского сада. Закрепить знание правил дорожного движения. |
Занятия, сюжетно-ролевые игры. Экскурсии на кухню, в прачечную, медицинский кабинет, Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?», Сюжетно-ролевые игры. Прогулки, экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения. Вечера воспоминаний. Занятия, сюжетно-ролевые, дидактические игры, викторины, экскур-сии, наблюдения. |
Старший дошкольный возраст |
Расширять представления детей о детском саде, подвести к пониманию названия «детский сад». Познакомить с адресом детского сада. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на территории детского сада. Воспитывать внимательное отношение к сверстникам, взрослым, к работникам детского сада. Расширять представления об улицах города, учить соблюдать правила уличного движения, переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках. Учить соблюдать технику безопасности: не играть с огнём, в отсутствии взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колючие и режущие предметы. Научить детей в случае необходимости самостоятельно набирать телефонные номера пожарной службы, милиции и «Скорой помощи» (01, 02, 03). Познакомить детей с их правами и обязанностями в детском саду. Учить опекать малышей, показывать им спектакли, приглашать их на чаепитие и т. д. Учить пользоваться с планом помещения детского сада, близлежащих улиц. Расширять представления о школе. Вызвать стремление как больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе. |
Занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, словесные игры, викторины, КВН, совместные мероприятия с родителями (конкурсы, развлечения, чаепития, субботники и т. д.). Экскурсии в школу, библиотеку, музеи, по городу. Трудовые поручения, наблюдения. Театрализованные игры. Экскурсии. |
Литература:
1. Программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы. Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М. А.
2. Алёшина Н.В Патриотическое воспитание дошкольников.
3. Ветохина А. Я., Дмитренко З.С, Жигналь Е.Г Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
4. КомратоваН.Г., Грибова Л.Ф Патриотическое воспитание детей 6–7 лет
5. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина?
6. Малетина Н.С «Теоретические основы патриотического воспитания»
7. Максимова А. А Учим общаться детей.
8. Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду.