Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Патриотическое воспитание дошкольников

Вопросы воспитания
29.03.2020
921
Поделиться
Библиографическое описание
Терехова, И. В. Патриотическое воспитание дошкольников / И. В. Терехова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5057/.


В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданская позиция, детский сад, родной город, патриотическое воспитание дошкольников, воинская слава.

Патриотическое воспитание дошкольников сейчас одна из главных целей в системе образования. Сила страны в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства.

Патриотизм — любовь к своему Отечеству. Это общественный и нравственный принцип отношения человека к своей стране. Благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и ВУЗе возможно формирование правильного уважительного гражданского отношения к своей Родине.

Есть замечательные слова, написанные Астафьевым В.: «Если у человека нет матери, и нет отца, но есть Родина — он еще не сирота... Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...Родина — это всё. И прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям. А главное труд — творческий созидательный труд, труд во имя своей страны».

Сегодня перед нашей страной стоит следующая цель по решению ряда политических и экономических проблем. Педагоги могут и должны воспитать поколение людей, которые изменят судьбу России, вырастут настоящими патриотами и защитниками Родины.

Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к культуре. Взращивание культурной личности ребенка начинается с простого интереса к чему-либо, и только потом этот интерес перерастает во что-то большее, становится пониманием и желанием участвовать самому.

Принципы и задачи образовательных учреждений по патриотическому воспитанию вытекают из приоритетов общечеловеческих ценностей и реализуются в совместной внеучебной деятельности. Они определены в законе РФ «Об образовании», государственных концепциях и программах в сфере образования и воспитания, в положениях об образовательном учреждении, уставах высших, средних, дошкольных учебных заведений.

Работа в ДОУ по патриотичному воспитанию предполагает следующие формы, позволяющие развивать у детей нравственные патриотические чувства: рассказ воспитателя о родном крае, прогулка по окрестностям, экскурсия в местный краеведческий музей, посещение памятных мест (рис.1), встречи с ветеранами войны и труда, чтение рассказов о защитниках родины, разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине, прослушивание народной музыки, изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.

Рис. 1. Посещение памятных мест

Система патриотического воспитания носит всеобъемлющий и всепроникающий характер. Он пронизывает все сферы жизни деятельности человека, осуществляется в семье, в детском саду, школе, ВУЗе. Поэтому, задача педагога – создать определенные представления ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании.

Знакомство дошкольников с родным городом и страной — процесс длительный и сложный, который не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа должна проводиться вне учебных занятий.

Цель воспитания патриотизма — это формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, формирование чувства сопричастности и развитие таких качеств, как сочувствие, сопереживание, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания:

— Воспитать не только чувство любви к ценностям семьи, детского сада, родного города, но и интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре и традициям.

— Сформировать желание участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройства своего двора, территории, группы, улиц родного города.

— Развить заботливое и трепетное отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению, к традициям и природе (См. рис. 2).

Рис. 2. Благоустройство двора

В своей работе я хорошо понимаю, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный багаж знаний и опыта: изучение новинок методической литературы, повышение квалификации педагога, разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию. Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми.

Литература:

  1. Е. Ю. Александрова, Е. Д. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова “Система патриотического воспитания в ДОУ” 2007, “Учитель”.
  2. Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”. 2010, Москва.
  3. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий; Перспектива — М., 2015. — 310 c.
  4. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду; Сфера — М., 2017. — 160 c.
  5. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет; Мозаика-Синтез — М., 2016. — 112 c.
  6. Зацепина Мария Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников; Мозаика-Синтез — М., 2015. — 186 c.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
патриотизм
патриотическое воспитание
гражданская позиция
детский сад
родной город
патриотическое воспитание дошкольников
воинская слава

Молодой учёный