В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданская позиция, детский сад, родной город, патриотическое воспитание дошкольников, воинская слава.
Патриотическое воспитание дошкольников сейчас одна из главных целей в системе образования. Сила страны в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства.
Патриотизм — любовь к своему Отечеству. Это общественный и нравственный принцип отношения человека к своей стране. Благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и ВУЗе возможно формирование правильного уважительного гражданского отношения к своей Родине.
Есть замечательные слова, написанные Астафьевым В.: «Если у человека нет матери, и нет отца, но есть Родина — он еще не сирота... Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...Родина — это всё. И прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям. А главное труд — творческий созидательный труд, труд во имя своей страны».
Сегодня перед нашей страной стоит следующая цель по решению ряда политических и экономических проблем. Педагоги могут и должны воспитать поколение людей, которые изменят судьбу России, вырастут настоящими патриотами и защитниками Родины.
Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к культуре. Взращивание культурной личности ребенка начинается с простого интереса к чему-либо, и только потом этот интерес перерастает во что-то большее, становится пониманием и желанием участвовать самому.
Принципы и задачи образовательных учреждений по патриотическому воспитанию вытекают из приоритетов общечеловеческих ценностей и реализуются в совместной внеучебной деятельности. Они определены в законе РФ «Об образовании», государственных концепциях и программах в сфере образования и воспитания, в положениях об образовательном учреждении, уставах высших, средних, дошкольных учебных заведений.
Работа в ДОУ по патриотичному воспитанию предполагает следующие формы, позволяющие развивать у детей нравственные патриотические чувства: рассказ воспитателя о родном крае, прогулка по окрестностям, экскурсия в местный краеведческий музей, посещение памятных мест (рис.1), встречи с ветеранами войны и труда, чтение рассказов о защитниках родины, разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине, прослушивание народной музыки, изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.
Рис. 1. Посещение памятных мест
Система патриотического воспитания носит всеобъемлющий и всепроникающий характер. Он пронизывает все сферы жизни деятельности человека, осуществляется в семье, в детском саду, школе, ВУЗе. Поэтому, задача педагога – создать определенные представления ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании.
Знакомство дошкольников с родным городом и страной — процесс длительный и сложный, который не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа должна проводиться вне учебных занятий.
Цель воспитания патриотизма — это формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, формирование чувства сопричастности и развитие таких качеств, как сочувствие, сопереживание, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания:
— Воспитать не только чувство любви к ценностям семьи, детского сада, родного города, но и интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре и традициям.
— Сформировать желание участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройства своего двора, территории, группы, улиц родного города.
— Развить заботливое и трепетное отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению, к традициям и природе (См. рис. 2).
Рис. 2. Благоустройство двора
В своей работе я хорошо понимаю, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный багаж знаний и опыта: изучение новинок методической литературы, повышение квалификации педагога, разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию. Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми.
Литература:
- Е. Ю. Александрова, Е. Д. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова “Система патриотического воспитания в ДОУ” 2007, “Учитель”.
- Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”. 2010, Москва.
- Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий; Перспектива — М., 2015. — 310 c.
- Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду; Сфера — М., 2017. — 160 c.
- Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет; Мозаика-Синтез — М., 2016. — 112 c.
- Зацепина Мария Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников; Мозаика-Синтез — М., 2015. — 186 c.