Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Борзенкова Марина Ивановна, Смурыгина Татьяна Митрофановна, Хорхордина Татьяна Витальевна, Роговая Елена Петровна, Устинова Людмила Борисовна, Шамраева Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 15.11.2017
Статья просмотрена: 1022 раза
Библиографическое описание:
Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М. И. Борзенкова, Т. М. Смурыгина, Т. В. Хорхордина [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 24-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13308/ (дата обращения: 22.12.2024).
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом
С. И. Михалков
Воспитание патриотических и гражданских качеств у дошкольников — это одна из важных задач, которая включает в себя воспитание любви к близким людям, к родной стране, к любимому городу, к родной улице и, наконец, к детскому саду. В последнее время идет переосмысление сущности патриотического и гражданского воспитания. Этот процесс, приобретая все большую общественную значимость, становится задачей государственной важности. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования будущей личности уникален. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, которые утрачиваются в более поздних периодах развития, и наверстать упущенное в школе чаще всего не удается. Ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в раннем детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а потом и успехи взрослой жизни.
Созданию условий, в которых дети естественным образом впитывают идеи патриотического воспитания, способствуют следующие формы работы:
- Осознание себя, своего «Я» начинается с работы над собственным именем, с понимания того, что каждый ребенок имеет свое имя. Обсуждение с детьми и родителями: почему выбрано данное имя, как ласково назвать по имени, как будут называть ребенка в будущем, какое будет отчество у его детей, как их называют дома.
- Создание страниц генеалогического дерева ребенка. Составление семейных альбомов, буклетов о семье. Рисование портретов дедушки, папы, дяди, ко Дню защитника Отечества, бабушки и мамы на 8 марта, рисунки «Моя семья», «Моя будущая семья».
Рис. 1. Праздник 8 марта
- Для поддержания интереса и творческой атмосферы, раскрытия возрастных индивидуальных особенностей и реализации возможностей каждого ребенка, в группе создана богатая предметно-развивающая среда- функционирует уголок нравственно-патриотического воспитания, где собраны различные материалы: альбомы, книги, иллюстрации, открытки, символика Старооскольского городского округа, Белгородской области, страны и т. д. Уголок постоянно пополняется новыми материалами, пособия готовятся совместно с родителями и детьми. Работа над геральдикой (изучение герба, флага) заключается в осознании ребенком смысла, значения знаков и символов, отражающих что-то главное.
Рис. 2. Занятие с использованием материалов из нравственно-патриотического уголка
- Чувство гордости за свой народ, свою страну, эмоциональную отзывчивость формирует приобщение детей к творчеству известных русских писателей, поэтов, художников, композиторов (Толстой Л. Н., Пушкин А. С., Репин И. Е., Чайковский П. И. и т. д.). Изучение их творчества, виртуальное посещение музеев, выставок, театров, разыгрывание мини-спектаклей.
- Непосредственное участие дошкольников в мероприятиях, посвященных важным датам (День города, День освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков, День защитника Отечества, День Победы). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у дошкольников создаются не только представления об их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным событиям.
Рис. 3. День памяти и скорби (День начала ВОВ)
- Использование элементов информационных технологий, электронных образовательных ресурсов. Презентации, фотослайды и видеоматериалы. Такие приемы дают возможность в доступной форме рассказать о героическом прошлом страны, Старого Оскола, провести беседы о родном городе, улице, детском саде.
- Наряду с образовательной деятельностью интересными формами работы являются: праздники — календарные, фольклорные. Такие качества как сила и ловкость, необходимые будущим защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных видах деятельности с военно-патриотическим содержанием.
- Родители также являются не сторонними наблюдателями, а помощниками воспитателя в деле гражданско-патриотического воспитания детей. Они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, поют, участвуют в играх, но и помогают проводить занятия (рассказывая о своей профессии, о родственниках, которые прошли ВОВ), активно обсуждают вопросы патриотического воспитания на родительских собраниях, участвуют в оформлении выставок и стендов.
В рамках образовательной области «социализация» с целью овладения детьми знаниями о культурных ценностях, традициях была организована образовательная деятельность: «Моя мама», «Дружная семейка», «Род и родословие», «Родной город», «Достопримечательности родного города» «Наша Родина — Россия», «Москва-главный город нашей Родины», «Государственные символы России», «Русская матрешка», «Люблю берёзу русскую…», «Большая и малая-Родина», «Поклонимся великим тем годам…», «Мы дружбою сильны», «Бравые солдаты» и др.
Рис. 4. Организованная образовательная деятельность «Люблю берёзу русскую…»
Воспитание у детей нравственно — патриотических чувств, интереса и любви к родному краю наиболее эффективно проявляется в игре. Она способствует овладению способами познавательной деятельности, помогает усвоению, закреплению знаний, В своей работе используем дидактические игры: «Путешествие по городу», «Угадай и назови», «Сказка правда в ней намек, добрым молодцам урок», «Масленица», «Праздники», «Путешествие из прошлого в настоящее», «Где находится памятник?»; русские народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Воробушки и кот», «Петушиные бои», «Салка на одной ноге», «Молчанка», «Телефон» и др.
Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные праздники: «Начало всех начал», «Веселье и труд рядом живут», «Традиции русской семьи», «Народные праздники на Руси. Масленица», «Веснянка (Свистунья)», «Осинины», «День защитника Отечества», «Рождественские превращения».
Рис. 5. «Масленица»
Рис. 6. «Колядки»
В связи с тем, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, есть трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями. Поэтому используем не только художественную литературу, иллюстрации и т. д., но и наглядные предметы и материалы. В детском саду созданы мини-музеи: «Русская изба», «Чудо-дерево», «Старооскольская глиняная игрушка», «Бабушкин сундук». Каждый мини-музей — совместная работа воспитателя, детей и их семей. Дети должны знать историю своей семьи, кем были их деды и прадеды.
Рис. 7. Мини-музей «Старооскольская глиняная игрушка»
Любовь к своей стране всегда начинается с любви к своей малой родине. У Старого Оскола героическое прошлое, замечательное будущее. И мы должны сделать все, чтобы дети любили родной город и стремились в будущем приумножать его славу.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско — патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа). Пособие для воспитателей. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. — 104 с.
3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 96с.
4. Писарева, А. Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с.