Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болдырева, Н. Г. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города / Н. Г. Болдырева, М. В. Румянцева, С. И. Рябинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 403-404. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43765/ (дата обращения: 22.12.2024).



Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма у детей в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенный результат, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его национальную и нравственную сферы. Методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Начинать работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо с дошкольного учреждения. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за сою Родину, свой город, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живет. Родной город, поселок дорог ребенку потому, что здесь живет он сам, его близкие, здесь находятся его детский сад, школа.

Когда взрослый вспоминает свое детство, он представляет себе именно ту деревню, город, где он вырос, именно ту речку, поля и те озера, которые окружили его и память о которых он сохранит на всю жизнь.

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой ее ты в детстве увидал».

К.Симонов

Исходя из этого можно выделить комплекс задач:

Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям.

Учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, названиях улиц).

Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное обращение к ней, восприятие ее красоты и многообразия.

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

Знакомить с героями — земляками, знаменитыми поэтами, писателями, художниками.

Формировать знания о родном городе — труженике.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более 2000 тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться еще в древности.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками. Что же включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания русского человека»:

  1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
  2. Взгляды на патриотизм в летописях.
  3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
  4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
  5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль
  6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность. Очень важным для воспитания патриотических чувств является исторические знания. Знание истории родного города, гордости за людей, трудами и талантами которых славен город Старый Оскол, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа, для формирования гражданской позиции растущего человека.

Трудно сейчас предсказать, кем и где будут трудиться наши воспитанники, но нам хочется верить; куда бы ни забросила их жизнь, воспоминания о местах, где прошло их детство, будут согревать их сердца, помогать жить честно, достойно, красиво.

При общении с родителями предлагаем, чтобы как можно меньше времени проводил ребенок у компьютера, а лучше совершал походы, экскурсии по самым красивым местам нашего города, знакомился с историей и культурным наследием г. Старый Оскол.

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, круглые столы, совместные праздники и экскурсии. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие года, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывают гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это — выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди — всё это в своей работе мы передаем, что чрезвычайно важно для воспитания нравственно — патриотических чувств. Таким образом мы хотели показать всю важность и значимость понятия «патриотизма», попытались привить детям чувство гражданственности и любви к своему городу, малой Родине, ответственность за свое будущее.

Литература:

  1. Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989–96с.
  2. Возлинский Г. М. «Патриотизм есть чувство любви к Родине» 2000г. № 3 — с. 8 -13
  3. Жариков А. Д. «Растите детей патриотами» Москва, 1980г.
  4. Илющенко Р. «Что значит быть патриотом?» Москва, 2004г.
  5. Колпачук О. С., Добрицкая И. Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Минск, 2007г.
  6. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4–6 лет» Издательство: ТЦ Сфера, 2007г.
  7. Князьков С. «Патриотами не рождаются, патриотов воспитывают» Красная звезда, 2002г.
  8. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Издательство: ТЦ Сфера, 2009г.
Основные термины (генерируются автоматически): любовь, ребенок, родной край, детский сад, родной город, город, детство, родная земля, родная культура, старый Оскол.


Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества

Задать вопрос