В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания дошкольников. Проанализированы формы и методы работы, обоснована актуальность работы по данному направлению.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста в наше время является актуальной задачей, стоящей перед педагогами. С 2001 года постановлением правительства Российской Федерации каждые пять лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан.
Патриотизм — благородное, социальное чувство, содержащее в себе любовь и привязанность к своей малой и большой Родине, стране, своему народу, это чувство, утверждающееся в человеке веками. Как сказал писатель А. А. Лиханов «Патриотизм — это и генетическое, и историческое чувство. Оно формируется вначале дома, родными, родителями…» И это действительно так. Дошкольный возраст — самая благодатная пора для воспитания юных патриотов. Маленький ребёнок по своей природе очень любопытен, он быстро овладевает знаниями об окружающем мире, стремится их расширить, приобщается к нравственным ценностям, традициям своей страны, проявляет эмоции на чужую беду и радость, учится различать добро и зло.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников — процесс трудный и многогранный. Его формирует информация, получаемая ребёнком с самого младенческого возраста. Сначала она не осознаётся ребёнком, но оставляет в его душе неизгладимый след, помогает создать базу для получения знаний о своей семье, родном доме, улице, на которой живёшь, городе, в котором родился, о своей большой, красивой стране. В формировании и становлении личности маленького гражданина всё это немаловажно и является цепочкой в преемственности поколений.
Активная разнообразная деятельность дошкольников — одно из условий для патриотического воспитания. В своей педагогической деятельности я использую различные формы работы. Так, чтобы сформировать у детей представления о семье, провожу цикл бесед «Я и моя семья», «Моя родня», организую выставки детских рисунков «Мир глазами детей», «Наша дружная семья», развлечения «Папа, мама, я — дружная семья» и т. д.
Убеждена, что любовь к родному краю у дошкольников начинается со знакомства со своей группой, детским садом, улицей, городом. В решении задач патриотической направленности особое значение имеют ситуативные разговоры, например: «Кто заботится о нас в детском саду», «Старый Оскол — город родной», «Наша улица», «Путешествие по улицам города».
Во время образовательной деятельности знакомлю своих воспитанников со страной, столицей, с государственными символами (флаг, герб, гимн), используя красочный иллюстрированный материал и информационно-коммуникационные технологии.
Ко Дню Победы ежегодно пополняем уже ставший традиционным, альбом «Никто не забыт, ничто не забыто», который наполнен рассказами и рисунками воспитанников о своих родственниках, участниках той далёкой войны; оформлен уголок «Бессмертный полк», где размещены фотографии и краткая биография ветеранов Великой Отечественной войны.
Рассматривание с детьми памятных медалей, орденов, сохранившихся писем с фронта, фотографий тех лет, помогает детям на конкретных фактах из жизни их близких людей, на примере членов их семьи понимать такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Неизгладимое впечатление у детей оставило шествие в Бессмертном полку, где они вместе с взрослыми, родителями и педагогами, прошли славный путь, отдавая дань погибшим в войне.
Правильно организованное общение родителей с ребёнком помогает детям понять, что их прадеды победили в Великой войне, потому что любили свою Родину и нам нужно чтить память героев, отдавших жизнь за наше счастливое будущее.
Родителям рекомендую совершать совместные прогулки с детьми к памятным местам Старого Оскола, посетить аллею Славы, краеведческий музей, больше знакомить детей с книгами о защитниках Отечества, читать о подвигах русских людей во имя своей Родины, рассказывать о знаменитых земляках, смотреть фильмы.
Я убеждена, что только во взаимодействии с семьёй можно научить детей помнить историю своей страны, гордиться достижениями нашей Родины, любить свою Отчизну.
Помочь ребёнку ощутить себя частичкой великой Родины — главнейшая задача патриотического воспитания дошкольников. Мы, взрослые, должны донести до каждого дошкольника, что память о той страшной Великой войне жива, пока она передаётся из поколения в поколение, что своим сегодняшним будущим мы обязаны героям той войны.
Литература:
- Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст], — СПб.: Детство-Пресс, — 2009.- 190 с.
- Князева О. Л, Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. [Текст], — СПб.: Детство-Пресс, — 2009.- 243 с.
- Никулов А. Г. Оскольский край, — Старый Оскол, — 1997.- 545 с.