Воспитание маленьких патриотов
Автор: Лембик Наталья Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 26.05.2020
Статья просмотрена: 88 раз
Библиографическое описание:
Лембик, Н. Ю. Воспитание маленьких патриотов / Н. Ю. Лембик. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15866/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Без прошлого нет настоящего, а значит, нет будущего»
А.Зеленин
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению России. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Любовь к Родине, патриотизм воспитывается с момента рождения ребенка и формируется в первую очередь под влиянием семьи. Работая по данной теме, я стараюсь решить ряд задач:
– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– развитие интереса к русским традициям и промыслам;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
На занятиях, в играх, в труде, в быту решаются данные задачи, они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, они так же формируют его взаимоотношения с детьми своего возраста и со взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений. Несмотря на большое количество литературы по данной теме, именно для дошкольников сложно подобрать конкретные издания, т. к. нужно учитывать особенности дошкольного возраста.
Свою работу я начала с младшей группы. Я учу детей любить своих родных и близких людей. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке. Знакомлю с окружающем миром: детский сад, группа, участок с маленьким домиком. Даю первые уроки добра, любви к Родине. Мы читаем, рисуем, рассказываем, друг другу обо всем, что мы видим и слышим, инсценируем русские сказки, учим стихи, песенки, потешки. Мы вместе с детьми учимся видеть красоту природы: солнечные лучи, капельки дождя, распускающейся цветок, забавная букашка, пение птиц. Наши малыши активно принимают участие в жизни детского сада. Дети вместе с родителями делали поделки «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальный звон». Ко дню защитника Отечества мы сделали коллективную работу «Самолеты летят», дети с радостью показывали свои самолеты папам. К 8 марта подготовили первый праздничный концерт. Дети старались читать стихи, петь, танцевать для своих любимых мам.
В средней группе я продолжила работать по данной теме. Расширяла объем и значимость нашего дела. Совместно с родителями в группе создан уголок по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерации, Краснодарского края и нашего города Лабинска, куклы в национальных костюмах. В уголке имеются различные карты России и Краснодарского края, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы, города Лабинска, города Краснодара; государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Казачьи игры», дидактические игры.
Я провела спортивный праздник ко дню защитника Отечества, в котором раскрыли талант наших пап и их совместную работу с детьми. Сколько радости и гордости было у моих ребят. Конечно праздничный концерт для наших мам. Целью наших мероприятий является сплочение семьи и детского сада, т. к. только так наша работа будет более эффективной. Родители за два года нашей работы стали не только большими и активными помощниками нашего сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка. Этому помогает проведение собраний на темы: «Моя семья — что может быть дороже», «Я — взрослый, ты — ребенок», анкетирование родителей по теме: «Патриотическое воспитание ребенка в семье и саду».
Также дети моей группы принимали участие в различных конкурсах на уровне района. К 75-летию празднования Великой Победы дети выучили стихи, а я создала видеоролик и с ним мы приняли участие в дистанционном фестивале литературного флешмоба «Победный май 45 года», под моим руководством совместно с родителями сделали и приняли участие в акциях «Окна Победы», «Свеча памяти». Дети старались выполнить все мои задания, вкладывали душу в свои работы, торжественно читали стихи для своих ветеранов. Чувство гордости и памяти о героях Победы отложилось в душах детей.
Решая задачи патриотического воспитания, я строю свою работу в соответствии с возрастом детей. Педагогический процесс должен быть непрерывным, рациональное сочетание разных видов деятельности, развивающийся характер обучения, должен основываться на детской активности. Формирование у дошкольников патриотической позиции заключается, прежде всего, во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.
Литература:
- Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004г
- М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
- И. В. Петрова, Т. Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008 г.