Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
К. Симонов
Я считаю, что дошкольников можно назвать маленькими патриотами. Ведь значение слова патриотизм из толкового словаря Ожегова — это преданность и любовь к своему отечеству и своему народу. Для каждого из нас Родина — это личное: любимые родные места, гордость за родных и близких, за свой народ и ощущение единства и неразрывности с окружающим. Формирование любви к родному краю связано с прошлым, настоящим и будущим Родины. Осмысливание этой истины происходит вместе с взрослением детей, расширяется представления о родной стране, ее людях. Сама жизнь побуждает детей интересоваться явлениями современности, которые так и иначе связаны с историей страны. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Родины.
Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется у ребёнка постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. А маленькие дети любят свой дом, семью, свой город. И задача педагога показать значимость родных мест, семьи, родителей и т. д. В настоящие время все чаще видим и слышим в адрес родителей, близких людей, не цензурные слова, дети совершают в отношении к ним необъяснимые поступки. Поэтому патриотическому воспитанию дошкольников уделяется большое внимание. И не случайно в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.
Поэтому я в своей работе включаю целый комплекс задач по патриотическому воспитанию детей:
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства к другим народам, их традициями;
Для решения этих задач я использую в своей работе следующие технологии: игровую, И К Т, проектирование. Такие приемы, как беседы («Шаги к Великой Победы», «Ратные поля России», «История Кубани», «Богатыри русской земли»); встречи с ветераном войны Туренко Анатолем Дмитриевичем (чтение писем с фронта, рассматривание орденов Великой Отечественной войны); с родителями интересных профессий; выпуске стенгазеты родителям к 23 Февраля; встреча с военным оркестром воинской части нашего города; музыкальная гостиная («Песни военных лет); игра «Зарнице»; акция «Посылка солдатам»; экскурсии в краеведческий музей («Освободители Краснодарского края»); экскурсии в детскую библиотеку («История создания родного города», «Их именами названы улицы», «Дети войны»); выставки детского творчества к датам (23 Февраля, 9 Мая, 8 Марта, День матери, День города, День российского флага); просмотр мультфильмов «Солдатская сказка», «Мальчиш-Кибальчиш»;
Такая работа помогает детям прочувствовать близость к семье, желание сделать приятное родным, проявлять уважение к ветеранам войны, любовь к родной природе. В группе создала патриотический уголок, где размещены следующие материалы: иллюстративно — дидактический материал для дошкольников «Российская символика»; фотоальбомы: «Мой город», «Я и моя семья», «Жизнь нашей группы» (фотографии событий патриотической направленности — встреча с ветеранами, экскурсия в краеведческий музей, занятие «День Российского флага» и т. п.); наборы открыток: «Города России», «Города — герои», «Спортсмены России»; папки, созданные совместно с детьми и их родителями: «Моя Родина», «Природа родного края», «Богатыри земли русской», «Защитники Родины», «Профессии семьи»; дидактические игры: «Мой дом», «Моя Родина», «Собери флаг», «Узнай город», «Мой любимый уголок города» и т. д.; куклы в национальных костюмах; фотографии выдающихся земляков. В уголке изобразительной деятельности детям доступны материалы народного творчества. В результате чего дети в самостоятельно — художественной деятельности воплощают свои творческие идеи, тем самым закрепляют полученные знания о своей малой Родине.
В этой большой и нужной работе с детьми мне активно помогают родители воспитанников. Они являются моими союзниками в творческих идеях и их воплощении. Для положительного контакта с родителями (законными представителями) использовала анкетирование на разные темы патриотической направленности. Советы родителям предлагаю в интересной форме (письмо к родителям от имени ребёнка, встречи с интересными людьми, оформление стенда «Пожелания детям», «Наши традиции в семье», где можно другим родителям найти ответы на свои вопросы почему и как). Были проведены консультации «Воспитание юного патриота в семье», «Русская мудрость о воспитании», «Семья и семейные ценности», «Воспитание у детей любви к родному краю», «Память прошлых лет» — (знакомство с историей Родины), Отношения в современной семье». Для участия в беседах с родителями привлекаю сотрудников краеведческого музея и детской библиотеки имени А. С. Пушкина города Лабинска.
Фото — репортаж «Уроки Великой Отечественной войны», «Расскажем детям о Великой Отечественной войне» затронули родителей моих воспитанников, что вызвало желание у них прислушаться к советам и рекомендациям в патриотическом воспитании детей. Оформление «Уголка славы», «Мы помним и чтим» — (с именами прадедушек участников ВОВ воспитанников) вдохновило родителей самостоятельно с детьми посетить боевые места нашего района. Родители с интересом и вниманием изучают памятки по теме патриотического воспитания. Вся эта предварительная работа помогла активировать родителей для участия в игре «Зарница». И дети, и родители получили положительный заряд и удовольствие во время проведения игры.
В результате, мои воспитанники могут с увлечением и интересом рассказывать о вместе проведённых с родителями, бабушками, дедушками днях празднования 9 мая, как они помогали бабушке на даче. Дети делятся со сверстниками о прочитанных книгах родителями о героях войны, пересказывают истории жизни своих родственников о их трудных и счастливых днях. А это помогает связывать поколения и благодарно к ним относиться. Дети перекладывают свои знания в сюжетно — ролевые игры, где ещё раз проживают пересказанные события взрослыми или своё участие в мероприятиях, посвящённых памяти героев. Дети активно участвуют в выставках на муниципальном уровне по теме «Военная техника», «Помним и чтим» и другие. А самое главное, что они хотят узнать больше о своей малой Родине.
Литература:
- Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова Система патриотического воспитания в ДОУ, «Учитель, 2007 г».
- Н. Н. Волохова, Т. В. Тимофеева, В. Ф. Князева Приобщение старших дошкольников к традициям родного края, «Учитель», 2014 г.
- Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Мы живём в России, Москва, 2010 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Москва, 2014 г.