Азбука здоровья в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Русанова, В. И. Азбука здоровья в ДОУ / В. И. Русанова, Т. М. Резцова, М. А. Федина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 821-824. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26074/ (дата обращения: 30.10.2024).



Никто не спорит, что от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода — это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольников.

Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей.

Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но более 80 % не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более 60 % не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей.

Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связана и с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущих школьников. Именно поэтому стоит задача сохранения здоровье ребенка в условиях интенсивного предметного обучения, нормирования учебной нагрузки и других видов деятельности в соответствии с возрастными особенностями детского организма.

Поскольку важнейшей составляющей здорового образа жизни является «комплекс мер по пропаганде физической культуры и спорта», то основными направлениями модернизации в области физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях, являются:

 модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях;

 улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоев общества;

 совершенствование государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для детских дошкольных учреждений, обеспечивающих необходимый недельный двигательный режим дошкольников, в том числе средствами физической культуры и спорта, в зависимости от возраста и состояния здоровья детей;

 увеличение охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений;

 внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;

 обеспечение 100-процентного охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой.

При организации общих образовательных процессов имеет смысл включать в содержание процесса образования различные аспекты здоровьесбережения человека:

 отражение социального опыта здоровьесбережения в образовательных программах, что позволило бы создать содержательные предпосылки развития готовности различных категорий населения к здоровьесбережению;

 ориентация работников ДОУ на расширение и углубление образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, что способствовало бы росту уровня их образованности.

Проблемы здоровьесбережения в образовании имеет смысл решать с учетом условий сосуществования участников образовательного процесса с разными аспектами среды обитания, так как даже биологическое существование человека как данность предполагает наличие определенных экономических условий. В каждом образовательном учреждении можно создать здоровьесберегающие экологические условия:

 соблюдение санитарно-гигиенических требований в помещениях;

 соблюдение температурного режима;

 осуществление экологического образования и просвещения средствами пропаганды здорового образа жизни;

Сопровождение здоровьесбережения по организации питания участников образования занимает важное место, поскольку предполагает: разнообразие продуктов питания, научно обоснованную калорийность и питательность продуктов, выстраивание баланса продуктов (составление меню).

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогического состава ДОУ и родителей. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

 приобщение детей к физической культуре,

 использование развивающих форм оздоровительной работы.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

 медико-профилактические;

 физкультурно-оздоровительные;

 технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

 здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучения здоровому образу жизни и коррекционным технологиям. Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Подвижные и спортивные игры — как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду используются лишь элементы спортивных игр.

Гимнастика для глаз — ежедневно по 3–5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика пальчиковая — с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика дыхательная — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамические паузы — во время занятий, 2–5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие — 2–3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст — 15–20 мин., средний возраст — 20–25 мин., старший возраст — 25–30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Принцип доступности и индивидуальности — предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий — это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность — это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.

Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип систематичности — непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания — это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

Таким образом, для создания условий мотивации к занятиям физической культурой необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья. Именно применение здоровьесберегающих технологий позволяет ДОУ целенаправленно двигаться к достижению поставленных государством стратегических целей в области здоровьесбережения и сохранения здоровьесберегающей среды.

Дошкольное образовательное учреждение — это управляемая среда, в которой все функции должны осуществляться целенаправленно. В любом образовательном пространстве требуется оптимальное соотношение между реализацией функций образовательного процесса и здоровьесбережения, поскольку с одной стороны, в ДОУ ставится цель подготовки ребенка к школе: к общению в коллективе; к учебной деятельности; к организации учебной работы, а с другой стороны — каждый из указанных аспектов, может создавать определенную угрозу для здоровья детей.

Ни одна здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Для того чтобы привлечь родителей к здоровьесбережению мы решили использовать метод проекта, внедрили в образовательный процесс долгосрочный проект «Папа, мама, я — здоровая семья». В разработке проекта использовались методики: В. Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка», система оздоровления дошкольников Т. С. Никаноровой «Здоровячок», методики Стрельниковой, Уманской. В ходе реализации проекта были организованы следующие мероприятия с участием родителей: прошел конкурс на самое лучшее нестандартное оборудование для занятий физкультурой и спортом, проведены совместные мероприятия: походы, дни здоровья, дети вместе с родителями сочинили рассказы об активном отдыхе в семье. В ходе проекта мы широко использовали газеты для родителей, родительские семейные встречи, круглый стол, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы. Удачно проходили спортивные досуги с родителями «Папа, мама, я — спортивная семья», «Семейные старты», эти мероприятия традиционно проводятся в нашем детском саду, приуроченные ко дню семьи. Проводимые нами мероприятия позволили привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма. У родителей повысился интерес к вопросам ЗОЖ детей. Они стали чаще задавать вопросы по поводу питания и закаливающих процедур в домашних условиях. Изъявлять желание услышать рекомендации специалистов по укреплению здоровья детей. Родители стали соблюдать режим дня в ДОУ — приводить детей в определенное время до 8.00, благодаря чему 96 % детей посещают утреннюю гимнастику. В выходные дни поддерживают режим дня ДОУ. Повысился процент родителей, которые участвуют в совместных мероприятиях с детьми.

После проведенной работы мы пришли к выводу: Работа с родителями по внедрению здоровьесберегающих технологий жизни дошкольников будет эффективной, если: она будет строиться на основе сотрудничества, методы работы с родителями будут способствовать их личной заинтересованности в её результатах.

Литература:

  1. Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко Школа здорового человека. Москва 2006г.
  2. Исаева С. А. Уроки здоровья. — Мурманск, 1996.
  3. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников. — М., 2007.
  4. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6–7 лет. — М., 2008.
  5. Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. — Ростов-на-Дону. 2005
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, детский сад, дошкольное образование, здоровье детей, образовательный процесс, ребенок, младший возраст, режим дня, родитель.


Задать вопрос