Основы безопасности в ДОУ
Автор: Мятишкина Светлана Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 09.04.2014
Статья просмотрена: 302 раза
Библиографическое описание:
Мятишкина, С. М. Основы безопасности в ДОУ / С. М. Мятишкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5491/ (дата обращения: 16.12.2024).
Работая много лет с дошкольниками, я убедилась в том, что провожая его в большой самостоятельный мир, мы должны дать не только багаж знаний, но и научить уметь защищаться в этом непростом мире, быть осторожным, чтобы не навредить себе и окружающим. Если раньше понятие безопасности жизнедеятельности включало в себя охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда и игры в ДОУ, то в настоящее время ворвались такие понятия, как экологическая катастрофа и страшное слово терроризм.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье — каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком — только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходим выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.
Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.
Дошкольный возраст — период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
Начиная эту большую работу, с помощью бесед с детьми я выяснила что знают, думают, чувствуют, дабы избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, выделила те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрала адекватную методику (непосредственно образовательная деятельность, игра, чтение, беседа, мультфильм). Большую помощь мне оказало учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Безопасность» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. — 160 с.
Взяв за основу разделы программ: ребёнок и другие люди; ребёнок и природа; ребёнок дома; здоровье ребёнка; ребёнок на улице, преломила к своим детям и условиям в детском саду составила перспективный план на учебный год.
В содержание образовательного процесса включала следующее:
1. Решение ситуативных задач с детьми;
2. Анкетирование родителей «Соблюдаете ли вы основы безопасности в быту»;
3. Собрание с родителями на тему «Профилактика детского травматизма в быту»;
4. Организация предметно-развивающей среды с учетом основ безопасности;
5. Тематические НОД, занятия-инсценировки на тему: «Когда мамы ушла на работу», «Каждому опасному предмету — свое место»;
6. Использование словесно-наглядных, настольно — печатных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;
7. Итоговое НОД на тему «Безопасное путешествие».
В средствах обучения и воспитания образовательного процесса применяла:
1. Чтение художественной литературы с последующим разбором: Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон».
2. Беседы с детьми на тему: «О правилах важных поговорим», «Осторожно, огонь!», «Один дома».
3. Создавала пространство, где дети могли познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные».
4. Одной из основных задач ставила перед собой — обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Совместно с родителями приобрели разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», Службы «01», «02», «03», «Спичка-невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).
В работе с детьми по ознакомлению безопасности использовала метод сравнения, который помогал детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того, чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствовало осознанному усвоению материала и вызывало интерес к нему. Прием классификации способствовал сознательной активности.
Метод моделирования помогал научить детей располагать предметы в пространстве, соотнести их. Дети быстро могли читать карту участка, группы. Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала ставила детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.
И, конечно же, ведущим приёмом был игровой приём. Он помогал усвоению познавательного материала и способствовал закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в НОД (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта). Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта».
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара… о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогали игры — драматизации. Сильное воздействие на чувства оказывали интегрированные НОД (чтение художественного произведения, последующее рассматривание иллюстраций и далее изобразительная деятельность, инсценировки.
Ни одно начинание в ДОУ не обходится без родителей. В моей группе родители полноправные участники воспитательного процесса. Работая с ними в тесном контакте, мне удалось донести до родителей, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. На родительском собрании информирую о содержании образовательной работы в группе, что стимулирует их активное участие в выставках и других вопросах.
Беседы, консультации, информация в уголках для родителей — всё это помогло донести до родителей важное значение безопасности детей.
В результате, дети соблюдают правила безопасности, в группе не происходит травм, в игре отражаются знания, которые получили дети. А родители стали моими помощниками и порой предлагают темы для НОД. С большим желанием ребята принимают участие в выставках, посвящённых «Служба спасения — 01», получают призы.