Проблема патриотического воспитания дошкольников сегодня является одной из главных в приоритетных направлениях работы детского сада. Общие изменения в обществе и государстве, обуславливают необходимость формирования у детей дошкольного возраста высоких этических и морально-психологических качеств, среди которых важное место занимает патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к ее защите. В связи с этим значительно возросла роль детского сада, в повышении статуса патриотического воспитания в дошкольном образовании.
Под патриотическим воспитанием понимают взаимодействие взрослого и детей в общественной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование у детей общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение их к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства привязанности.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится то самое, чувство патриотизма.
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую, а также физическое развитие, оно предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого целого результата.
Патриотическое воспитание дошкольников должно решать широкий круг задач. Это не только воспитание и любовь к родному дому, семье, детскому саду, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатов его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, традициям своей семьи, также общенародных праздников.
К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников относятся:
– формирование любви к своему родному краю (родному дому, семье, детскому саду, города);
– формирование духовно-нравственных взаимоотношений;
– формирование любви к культурному наследию своего народа;
– воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям;
– чувство собственного достоинства;
– толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, и другим людям.
Основные направления патриотического воспитания:
– формирование представлений о семье, семья, род и т.д;
– краеведение;
– ознакомление с явлениями общественной жизни;
– формирование знаний об истории государства, государственные символы, праздники, важные даты;
– ознакомление с традициями и культурой своего народа;
Каждый из этих направлений может стать содержанием образовательно-воспитательной деятельности с детьми, и каждый, несомненно, сделает свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета возрастных особенностей развития детей.
Базовый компонент дошкольного образования как государственный стандарт определяет ознакомление детей с понятиями «государство»; «народ»; «человечество», с правами и обязанностями граждан.
В соответствии с концепцией дошкольного воспитания, программой предусмотрено развитие у детей национальной культуры, что является вкладом в общечеловеческие достояния демократичности, гуманизма, совести, чести, достоинства, гражданственности; воспитание детей на историческом прошлом, что формирует в них патриотизм.
Воспитание патриотических чувств к своей Родине у детей базируется на доброжелательном отношении к представителям других национальностей, освоении детьми элементарной этики межнациональных отношений, воспитании заботливого отношения к людям, стремлении помочь, формировании у детей гуманных чувств, представлений о доброте, чуткости, смелости, о том, что люди на Земле могут жить в мире и дружбе.
Ребенок старшего дошкольного возраста может и должен знать, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столицу, свой родной город или село, в нем есть самые главные достопримечательности, которой является природа родного края и страны, где ребенок живет, какие люди по национальности, по личным качествам населяют его страну, чем прославили родную страну и весь мир, что представляет собой искусство, традиции, обычаи ее страны. А таких людей в Краснодарском крае очень много!
Достичь качественного уровня патриотического воспитания дошкольников нельзя без учета специфики отдельных регионов, их национальных особенностей.
Важным аспектом патриотического воспитания является изучение культуры, быта, обычаев родного народа.
Дошкольников знакомят с культурными и материальными ценностями семьи и народа, объясняют связь человека с прошлыми и будущими поколениями, воспитывают понимание смысла жизни, интерес к семейным и народным традициям.
Значительную роль в воспитании детей играют народные традиции — опыт, обычаи, взгляды, вкусы, нормы поведения, сложившиеся исторически и передаются из поколения в поколение (уважать старших, заботиться о детях, отмечать памятные даты и тому подобное). С традициями взаимосвязаны народные обычаи — сложившиеся правила поведения; то, что стало привычным, признанным, необходимым; форма выявления народной традиции.
Сегодняшняя ситуация речевой среды в детском саду не идеальна. Поэтому нужно создать соответствующее развивающее среду для повышения интереса детей к жизни своего народа, к его истории и культуре, к природе России, путем активизации художественно-речевой деятельности, как в повседневной жизни, так и специальных занятиях привлекать детей к родному языку, знакомить их с народными традициями, воспитывать к ним уважение.
Усвоение патриотических ценностей и норм является длительным процессом. Они не заложены в генах, не являются естественным качеством, а формируются целенаправленно, систематично, с использованием определенных принципов и методов деятельности с молодым поколением.
Литература:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с
- Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель — дети. — М.: 1985. — 204с.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
- Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. — М.;ТЦ Сфера,2009.-96с. — (Синяя птица).