Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста
Авторы: Балахонова Наталья Анатольевна, Кручинкина Валентина Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 18.02.2015
Статья просмотрена: 4819 раз
Библиографическое описание:
Балахонова, Н. А. Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста / Н. А. Балахонова, В. И. Кручинкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7411/ (дата обращения: 17.12.2024).
Развитие гражданско-патриотических качеств личности — процесс противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы.
И от того, как понимается гражданственность и патриотичность, какое отношение к ним вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение и его гражданская позиция.
В условиях переосмысления сущности образования молодых поколений в духе патриотизма и гражданственности приобретает все большее значение, становится предметом государственной важности, что отражено в Концепции модернизации Российского образования, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».
По определению Российской педагогической энциклопедии «патриотизм — социально-политический и нравственный принцип выражающий чувство любви к Родине, заботу об её интересах и готовность к защите от врагов». Он проявляется в гордости за достижения страны, уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к национально-культурным традициям и промыслам. Развитие чувства любви привязанности к родному дому, семье, детскому саду являются первой ступенью гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что детство есть каждодневное открытие, поэтому оно должно стать для ребенка временем познания человека и Отечества, их красоты и величия.
Л. С. Выготский утверждал, что в развитии ребенка тесно связано естественное созревание и овладение культурными способами поведения и мышления. Поэтому накопление детьми социального опыта жизни в своем городе или селе, усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений, приобщение к культурным традициям может считаться базовым этапом воспитания любви к Родине.
Под воздействием окружающей социокультурной среды у дошкольного формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих отношениях, устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители. В период дошкольного детства происходит приобщение детей к гражданским ценностям. Сегодня проблема воспитания гражданина, патриота являются одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.
Цель патриотического воспитания — привить любовь к Отечеству, гордость за национально — культурные достижения, уважение к другим национальностям, т. е. сформировать определенное отношение к собственной стране и народам, населяющим её; гражданско-патриотическое воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и в потребности трудиться для общества. Патриотическое воспитание сочетает задачи интернационального, правового, нравственного воспитания. Его реализация может осуществляться посредством:
- Освоение содержания как в процессе непосредственно-образовательной деятельности, особенно гуманитарной направленности, так и в повседневной жизнедеятельности;
- Проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решение проблемных ситуации;
- Проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
- Организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фото;
- Вовлечения детей в общественную деятельность (уборка и благоустройств территории детского сада, посильная помощь пожилым людям).
Дошкольник должен иметь представление о достижениях в области науки и искусства, знание атрибутов и государственных символов страны, знание имен людей, прославивших наше Отечество, в осознании своих «прав и обязанностей» как члена семьи, затем как члена детского коллектива в группе детского сада, а также жителя села, города, республики, гражданина России.
Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок вокруг, что вызывает отклик в его душе. Конечно же это — игра и сказка. Знание и любовь к устному народному творчеству тоже является аспектом патриотического воспитания. Ведь именно в сказках познаются народные традиции, быт, характер, героизм, любовь к Отечеству. Благодаря сказкам ребенок познает добро и зло, выбирает для себя любимого героя, оценивая его личностные качества. Народные игры и сказки — наследие любого народа нашей планеты.
Особенность игры как воспитательного средства в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народной традиции: семейные, трудовые, празднично — игровые. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, они сопровождаются считалками, жеребьевками. Все это дает возможность быстро организовать игроков, настроить их на выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность считалок.
Эффективным видом игровой практики в детском саду является игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. Дети знакомятся с играми-шутками, играми-состязаниями, играми-ловишками, играми с подражанием, овладевают традиционным компонентом игр — выбором водящего по считалкам, по жеребьевке или по сговору.
Игротека предполагает и домашние задания, направленные на развитие интереса к народным играм, например, узнать, в какие игры играли родители и взрослые, разучить эти игры и научить других. Игровые практикумы проводятся и в помещении, и во время прогулки, организуются на занятиях, при проведении праздников. Особенно интересны игры, объединенные одним сюжетом, например, зимние игры — игры со снегом, снежки, строительство снежных крепостей, взятие их.
Вариантом игротеки может быть соревнование, когда подбираются народные игры спортивного типа, или проведение игровых турниров с использованием русских народных игр.
Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми, теперь еже для нас навсегда безымянными. Тут следует оговориться, что безымянность, анонимность бесчисленных творцов народной культуры — это не отрицательный признак, а свидетельство точности найденных когда-то творческих решений, словесных поэтических формул, приемов рукотворного мастерства, способов организации жизнедеятельности, как отдельного человека, семьи, так и целого народа. Созидательный опыт многочисленных поколений, накопленный людьми в разных видах и формах деятельности, упорядочен в три стройные, наглядные, художественно полноценные системы. Кратко рассмотрим каждую из них.
1) Так, народный опыт хозяйственной жизни, теснейшим образом связанной с жизнью природы, целостно, зримо, ярко представлен системой традиционного народного календаря. У каждого народа в ходе его истории ритм событий годового круга, образованный чередованием будней и праздников, всегда зависел от климата, природного ландшафта, от ведущего типа сотрудничества с природой — собирательства, охоты, рыболовства, земледелия, оседлого или кочевого скотоводства и т. д.
В праздничных календарях обрядах всегда звучат произведения словесно-поэтического, музыкального, танцевального народного творчества. Великолепно изобразительно-прикладное мастерство народа, связанное с календарными праздниками и буднями: убранство жилища, предметы быта, орудия труда, традиционный костюм. Великий урок дает каждый день традиционного народного календаря — понимание единства жизни человека и природы, урок трудолюбия и любовного, бережного, нравственно чистого отношения к земле — кормилице, матери.
2) Народный опыт семейной жизни упорядочен с системе семейной обрядности. Такая система — тоже целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки… Обряды и обычаи строительства дома, предназначенного для жизни в нем большой многопоколенной семьи, естественно перекликаются по своему глубокому смыслу с обрядами и обычаями жизненного цикла: рождения человека; его всестороннего воспитания во младенчестве, детстве, отрочестве, юности — с обязательным учетом половозрастных особенностей; выбора жениха и невесты; свадьбы. Все перечисленные обряды и обычаи жизненного цикла — это школа семейной этики и психологии с ее уроками любви, доброты, заботы, долга, мудрости, терпения, милосердия.
3) Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в названия многих природно-культурных достопримечательностей родной земли. Эти память и оценка запечатлелись и в особых именах, данных народом великим деятелям истории и культуры; в героическом эпосе, в устных и летописных преданиях, сказаниях, легендах, в исторических и солдатских песнях и т. п. Пониманием народом самого главного в своем характере, ощущение им силы духа и созидания одинаково убедительно отражены как в эпических образах богатырей- заступников, так и в богатстве и яркости цветовой гаммы, характерной для произведений художественных промыслов. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культовом зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно называют деревянной или каменной «книгой», где «записана» народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая «книга», — вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создававших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину. Таковы, например, храмы св. Василия Блаженного (Покрова Пресвятой Богородицы на Рву) и Казанской иконы Божьей матери на Красной площади в Москве.
Итак, очевидно: в дошедшем до наших дней наследии, сохраненном по преимуществу в среде так называемого «простого люда» — крестьян, ремесленников и т. п., — есть все, что необходимо для патриотического воспитания современных дошкольников. Тем более что этим не исчерпывается содержание традиционной отечественной культуры. Оно развивается на следующей ступени нашими соотечественниками, которые уже издавна профессионально занимались и занимаются определенными видами творческого труда. Это воины и монахи, ученые, архитекторы, художники, писатели, композиторы, путешественники, космонавты… — не перечесть сынов и дочерей родной земли, имена которых навечно вошли в народную память благодаря тому, что каждый из них преемственно продолжал творческие традиции своих бесчисленных безымянных предшественников.
Таким образом, традиционная отечественная культура — это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших великую Державу, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Воспитывая, будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель — создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания во многом зависит будущее нашей страны.
Литература:
1. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». // Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. — М.: ТЦ. Сфера, 2005, — 96с.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой и др. — СПБ.: Детство — Пресс, 2002.
3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка — Пресс, 2003. — 200с.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 1993; № 4, 1993
5. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) — М: ТЦ Сфера, 2003. — 192с.