Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста
Автор: Илюхина Татьяна Германовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.11.2018
Статья просмотрена: 1002 раза
Библиографическое описание:
Илюхина, Т. Г. Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста / Т. Г. Илюхина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14557/ (дата обращения: 16.12.2024).
Говоря о современном обществе, многие высказываются о кризисе, который охватил многие его стороны: экономическую, политическую, социальную и духовную.
Мы живем в эпоху глобальных перемен. С одной стороны изменения — это новые возможности, инновационные пути решения задач, способы сделать нашу жизнь более качественной, интересной и разнообразной. С другой стороны — вместе с этим, незаметно утрачиваются, изменяются основные, базовые ценности. Так, например, мы можем говорить о том, что в современном обществе теряется историческая преемственность с прошлым, подрастающему поколению не передаются семейные традиции, гедонизм становится нормой жизни, утрачивается чувство патриотизма, как одной из духовно-нравственных ценностей нашего народа.
На современном этапе наблюдается отчуждение подрастающего поколения от социально-исторического опыта своего народа, отечественной культуры и истории.
В то же время, в социуме остро ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовно-нравственной опустошенности в обществе выступает утрачивание патриотизма. Мы можем предположить, что это следствие политических событий в девяностые годы, а также реформ в системе образования, педагогическом сообществе.
Актуальность возрождения патриотизма в обществе не вызывает сомнений. На сегодняшний день Правительством РФ принято Постановление № 1493 от 30 декабря 2015 г. о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», которое сохраняет преемственность процессов по формированию патриотического сознания как одного из факторов единения нашей нации.
Проблемы патриотического воспитания вызывали большую активность среди ученых в разное время. Большой вклад в их решение внесли: Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, С. Н. Николаева и другие.
Еще Н. А. Бердяев писал: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек».
Все работы и труды ученых, так или иначе, сходятся во мнении о важности начинания патриотического воспитания в дошкольном возрасте, потому что именно этот возрастной период является важнейшим периодом в становления и формирования человеческой личности. В этом возрасте высшие социальные чувства, к которым относится чувство патриотизма, имеют возможность для формирования и развития. В работе педагога дошкольного отделения, аспекты патриотического воспитания мы решаем в различных видах детской деятельности. В играх, на открытых занятиях по патриотическому воспитанию, конкурсах-викторинах, на прогулке, в делах повседневной жизни происходит формирование как взаимоотношения со сверстниками, так и со взрослыми. Особый интереса и активность у детей дошкольного возраста вызывают занятия из цикла по патриотическому воспитанию «Разнообразная планета», «Богатыри земли русской» и участие в конкурсе народного костюма. Таким образом, дети приобретают патриотические качества: умение дружить с людьми разной национальности, бескорыстие, активная гражданская позиция, уважение и любовь к своей Родине, нации.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образования. В «Концепции модернизации Российского образования» важнейшими задачами в системе образования ставились гражданское, патриотическое, нравственное воспитание с учетом общечеловеческих ценностей и российского варианта их воплощения.
Одним из ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, отведенным во ФГОС ДОУ, является формирование потребности активно взаимодействовать с понятным и близким ребенку окружением, проявлением любознательности, сопереживания.
Понимание своей национальной и этнической принадлежности, культуры и ценностей родины начинается с близкого окружения, а затем распространяется до общечеловеческого. «Любовь к родине начинается с семьи», — говорил Ф. Бэкон. Для маленького человека очень важно, чтобы рядом с ним были значимые люди: родители, сестры, братья, бабушки, дедушки. Это корни, которые связывают его с родным домом, близким окружением. Мама и папа, родная улица, дом — именно в семье начинается зарождение того зерна, из которого произрастает чувство любви к своей Родине. То, что дают ребенку родители, закладывается в его духовную основу, нравственные ориентиры.
Понимая важность влияния семьи на формирование патриотических чувств ребенка, особое внимание в нашей образовательной организации мы уделяем взаимодействию с семьями воспитанников. Мы считаем, что в современных условиях возникает необходимость тесного контакта с семьей, для личностно — ориентированного взаимодействия семьи и педагогами дошкольного отделения.
Таким образом, нам необходимо рассматривать внедрение новых форм взаимодействия с родителями для ориентации семей на формирование патриотического воспитания детей, обращая внимание на то, что именно в дошкольном возрасте закладываются базовые ориентиры патриотического представления.
В своей работе с родителями мы практикуем мероприятия, направленные на проведение совместного досуга, организацию тематических праздников, открытые занятия. Такое взаимодействие способствует поддержанию конструктивного диалога с семьей, возможности вместе выполнять задачи, важные как для семьи, так и для всего общества в целом. Так, например, в процессе взаимодействия нами было выявлено следующее:
- Родители недостаточно внимания уделяют проблеме патриотического воспитания. Большинство родителей не владеют элементарными знаниями истории и достопримечательностей города.
- Те родители, которые понимают актуальность патриотического воспитания, не знают каким образом это лучше делать. Не всегда умеют подобрать необходимые виды и формы совместной деятельности с учетом индивидуальных возрастных особенностей каждого ребенка.
Итак, учитывая то, что патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью формирования духовно-нравственных ориентиров, в современной образовательной системе этому уделяется особое внимание.
Нам видится, что для достижения цели в вопросах патриотического воспитания в системе образования необходимо следующее:
- Поиск и разработка инновационных методов, подходов, форм патриотического воспитания, которые будут способствовать новым подходам в организации деятельности. Это может быть в виде виртуальной экскурсии, тематического квеста и другое.
- Готовность самих педагогов дошкольного отделения к патриотическому воспитанию детей. Понимание необходимости приобретения теоретических знаний, практических умений, знание особенностей работы по формированию патриотических чувств, ознакомление с родным краем и его достопримечательностями, логически последовательной работой в направлении патриотического воспитания.
- Все мероприятия, направленные на формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста, должны быть непрерывными и последовательными. Целенаправленность и планомерность педагогического воздействия, строгий отбор объема доступных знаний для детей с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей — вот то, на что необходимо ориентироваться в своей работе по патриотическому воспитанию.
Высказывание К. Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…», в современном мире не потеряли своей актуальности.
Литература:
- Илюхина Т. Г. Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе. //Молодой ученый. Международный научный журнал. 2017, № 38 — с.105–107.
- Алешина А. В. Патриотическое воспитание дошкольника. М.: ЦГЛ, 2005, — с. 256.