Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Ключевые слова: дети, старший дошкольный возраст, патриотизм, воспитание.
Детство — это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества. Патриотическое воспитание — это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Существуют различные виды воспитания, например, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и др., но именно патриотическое воспитание занимает главное место и требует особого внимания. Основной целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность [1, с. 21]. Содержание нравственного воспитания определяется на основании его задач («Рис. 1»)
Рис. 1. Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Патриотизм — это очень сложное чувство, оно растёт из любви к близким людям, к родному краю, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Детей захватывает то, что имеет воздействие на их чувства. Именно поэтому любовь к Родине у ребёнка носит яркий и эмоциональный характер.
В детском саду по патриотическому воспитанию используется различные методы работы:
— Целевые прогулки и экскурсии, в том числе виртуальные.
— Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т. д.).
— Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
— Беседы о родном городе.
— Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
— Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
— Обогащение и стимулирование детского творчества.
— Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. Педагоги ставят задачу — показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах.
В детских садах педагоги много внимания уделяют событиям Великой Отечественной войны, так же педагоги проводят большую краеведческую работу, организовывают тематические музеи воинской славы. Посещение музеев и картинных галерей, которые заставляет воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Дети узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа. Воспитатели рассказывают о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата. Разработаны занятия-беседы, которые проводятся в апреле и мае «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Разгром фашистов под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Животные во время войны», «Праздник День Победы». При воспитании уважения и признательности к защитникам Родины воспитатель «учитывает интерес, проявляемый детьми к Вооруженным силам страны: сначала их, привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более существенного — патриотизма советских воинов, их готовности защищать Родину, постоянного совершенствования боевой выучки» Учитывая интерес детей, особенно мальчиков, к военным играм, педагог направляет их содержание, взаимоотношения детей в игре на отражение мирных будней Вооруженных Сил страны. Дети охотно играют в «школу пограничников», в «аэродром», «военный парад». Эти игры используются для воспитания у них таких качеств, как смелость, ловкость, товарищество; дисциплинированность, умение командовать и подчиняться. К теме «Вооруженные силы страны» воспитатель обращается не только во время подготовки к празднованию Дня Защитника Отечества, но и в течение всего года. Так же формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 6–7 лет дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что советские люди не бросают друзей и братьев наших меньших в беде. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то.».., «Здесь строится.».., «Это музей знаменитого писателя.».. и т. д. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.
Таким образом, методы патриотического воспитания дошкольников разнообразны — словесные, наглядные, игровые, практические. Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное, социальное), в котором они живут: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники.
Литература:
- Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2020г.
- Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2017.
- Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М: Школьная пресса, 2017г.
- Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. — М., Просвещение, 2020г.
- Данилина Г. Н. «Дошкольнику об истории и культуре России» — М.: АРКТИ, 2021г.
- Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2019г.
- Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2017г.
- Корниенко, Т. А. Патриотическое воспитание в ДОУ / Т. А. Корниенко, Т. А. Белых. — Текст : электронный // Наука через призму времени : [сайт]. — URL: http://www.naupri.ru/journal/3786???history=13&pfid=1&sample=4&ref=1 (дата обращения: 24.11.2023).