Социализация детей старшего дошкольного возраста с ТНР через ознакомление с родным краем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Социализация детей старшего дошкольного возраста с ТНР через ознакомление с родным краем / Е. Н. Тяговская, О. Н. Спицына, В. В. Евдокимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 358-359. — URL: https://moluch.ru/archive/515/112992/ (дата обращения: 16.12.2024).



Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Нет, и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького человека. История и культура города, края должны стать основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: это общение, созидание, сотворчество детей и взрослых.

Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей о родном крае, об окружающем мире, обществе и культуре. Знакомство с родным краем питают детский ум, формирует устойчивый интерес к поискам нового, обогащает духовный мир ребёнка. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Поэтому мы решили использовать в работе технологию проективного метода, так как он является эффективным средством активизации познавательного и творческого интереса. Реализация проекта «Город, в котором я живу», основана на парциальной программе «Растим юного гражданина» составители И. И. Гончарова, О. Н. Шадрина. — 2007г.

Цель — воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю и чувства сопричастности к семье, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного города.

Задачи:

– создать условия для формирования у ребенка представлений о себе, своей семье и социальном окружении;

– создать условия для представления о роли родного города в экономическом развитии страны;

– создать условия для формирования позитивного, уважительного отношения к родному краю, городу, его жителям, труду;

– формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Саяногорска;

– познакомить с историческим и культурным наследием города;

– воспитывать у детей чувства уважения к людям разных национальностей;

– разработка системы работы по формированию у детей гражданских чувств.

Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, мы провели диагностику, выявили проблемные зоны, систематизировали знания детей.

В рамках проекта проводим образовательную деятельность по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, физическому развитию, ознакомление с художественной литературой. Используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытно-экспериментальная деятельность, экологические игры, рассматривание репродукций картин, слушанье звуков природы, викторины, создание проблемных ситуаций.

При формировании представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому, обращаем внимание детей на красоту того места, в котором мы живем — это красота природы. Учим детей, не причинять зла и страдания живым существам, которые слабее, рассказываем, как о них заботится. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе. Дошкольники начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей.

Рассказываем то, что характерно для нашего города, республики, показываем связь родного края со всей страной. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам: совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях — посильная уборка участка детского сада, реки Енисей, «Покорми птиц зимой», «Посади дерево на участке».

Развитие эстетического восприятия происходит в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, беседах о событиях, происходящих в родном городе, его достопримечательностях. Знакомим с легендами, праздниками региона. Проводили развлечение «День Земли». Знакомили с хакасским традиционным праздником «Тун пайрам». Рассматриваем картинки, иллюстрации, отражающих отношение людей к малой родине. Знакомим воспитанников с творчеством местных художников: Клементьевым Андреем Викторовичем, Сергеем Викторовичем Карловым, и др. Знакомим с творчеством и элементами вышивки национального костюма. Разучиваем народные песни, стихи, игры и частушки регионального содержания. Рассматриваем народные музыкальные инструменты. Слушаем песни композитора Шалгинова Т. Ф. — «Моя Хакасия», «Ты играй», и др.

Также разработали и реализовали краткосрочный проект, посвящённый Дню Победы «Этот День Победы!», с целью воспитания гражданско-патриотических чувств у воспитанников и их родителей. В рамках проекта родители приняли активное участие в изготовлении письма треугольника фронтовику, атрибутов к празднику (изготовление солдатских пилоток и накидок), организовали фото — выставку «Я помню, я горжусь» (подборка фотографий с биографией участников ВОВ). Десять семей приняли участие в городском творческом конкурсе «Победный май». Итогом проекта стало участие родителей и детей в городской патриотической акции «Звезда героев», приуроченной к Великой Победы.

Организовываем совместно с родителями фотовыставки «Уголки родного города», «Край, в котором я живу», «Наши любимые места». Привязанность и любовь к родным местам развиваем через викторины «Мы живём в Саяногорске», «Знаешь ли ты свой город?»; конкурсы рисунков «Город глазами детей», «Мой любимый город», «Культурное наследие моей семьи». Благодаря целенаправленной работе по ознакомлению воспитанников с родным краем у них расширились представления о природе родного города, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях и трудовых буднях жителей нашего города, у детей сформировался свой личный опыт по восприятию социального мира.

Воспитывая уважительных и любознательных детей, мы воспитываем будущих патриотов Родины, народа, природы. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни, для нас важно, чтобы детство каждого нашего воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Мы считаем, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.

Литература:

  1. «Растим юного гражданина» составители И. И. Гончарова, О. Н. Шадрина. — 2007г.
  2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, М.2003г.
  3. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду, М.2007г.
  4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6–7 лет. М.2007г.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, родной город, ребенок, малая родина, природа, ближайшее окружение, рамка проекта, художественная литература, целенаправленная работа, чувство Родины.


Похожие статьи

Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста с помощью изучения языков

Воспитание любви к малой родине у детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность

В статье описывается практическая работа с детьми средней группы детского сада по воспитанию патриотических чувств.

Метод интеграции как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ТНР через приобщение к традициям родной земли с помощью адвент-календаря

О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России)

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказками народов мира

Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию игровой деятельности

Преемственность в формировании начальных экономических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Развитие интереса к культуре народов России у населения посредством подготовки праздников и обрядов

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей младшего дошкольного возраста через разные формы деятельности

Похожие статьи

Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста с помощью изучения языков

Воспитание любви к малой родине у детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность

В статье описывается практическая работа с детьми средней группы детского сада по воспитанию патриотических чувств.

Метод интеграции как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ТНР через приобщение к традициям родной земли с помощью адвент-календаря

О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России)

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказками народов мира

Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию игровой деятельности

Преемственность в формировании начальных экономических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Развитие интереса к культуре народов России у населения посредством подготовки праздников и обрядов

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей младшего дошкольного возраста через разные формы деятельности

Задать вопрос