Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в ДОО
Автор: Пасичник Жанна Дмитриевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 21.11.2021
Статья просмотрена: 86 раз
Библиографическое описание:
Пасичник, Ж. Д. Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в ДОО / Ж. Д. Пасичник. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6734/ (дата обращения: 16.11.2024).
Патриотизм — это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте интенсивно происходит его психическое развитие, формируется эмоционально-чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.
Патриотическое воспитание — процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Его важность подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и др., в которых говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.
Педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой задачи по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Задачи решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей.
Стараемся вызвать интерес у воспитанников на мероприятиях, приуроченных к тематическим праздникам. Конечно, самым главным является праздник «День Победы». События героической жизни вызывают живой отклик у ребят. В эти дни мы рассказываем ребятам о том, что победа в Великой Отечественной войне стала примером мужества, величия силы духа и отваги советского народа. Рассказываем о вкладе населения Республики Якутия и, в частности, нашего Томпонского района в победу, которое проявило героизм и отвагу в борьбе с врагом. Важным аспектом является общение детей с ветеранами войны. Ребята с трепетом готовятся к встрече с нашими ветеранами — защитницей Ленинграда Калабиной Любовью Николаевной и участницей Великой Отечественной войны Бажановой Ириной Прокопьевной. Эти встречи проходят в теплой обстановке, рассказы ветеранов развивают духовный мир ребенка, уважение к защитникам Родины.
Для более эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются следующие необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности.
Для закрепления патриотических чувств у ребенка в детском саду проводятся выставки рисунков и поделок, посвященных 9 Мая.
Тесное сотрудничество педагога с членами семьи в праздновании «Дня Победы» помогает в оформлении выставки «Стена Памяти». Цель — объединить работу детей, их родителей и педагога, показать, что родители помнят и готовы рассказать своим детям о прошлом их прабабушек и прадедушек. В выставке используются фотографии семейных архивов: ветеранов войны и тыла, письма военных лет, мини-рассказы о дедах и прадедах, стоявших на защите нашей Родины.
К 75-летию со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками проводилась акция «Память сердца». Цель мероприятия — воспитать патриотический дух ребенка. Акция стала своеобразным элементом коллективного «послания» детей XXI века к детям мира о ленинградской блокаде — трагических и героических событиях истории России — Ленинграда-Санкт-Петербурга.
В процессе патриотического воспитания детей следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края и регионами РФ. Именно поэтому наш детский сад находится в тесном тандеме с районным историко-краеведческим музеем пос. Хандыга, в котором наши воспитанники частые гости. Сотрудники музея проводят для ребят интересные выставки экспозиций и экскурсии в прошлое, ведь наш край — это в общем-то музей под открытым небом, где проходили страшные годы для заключенных ГУЛАГа.
Любимое мероприятие для детей — экскурсии на площадь Победы нашего поселка, в сквер М. К. Карпова, основателя пос. Хандыга. Несмотря на нынешние условия работы в период пандемии весь коллектив нашего ДОУ принимает активное участие в различных онлайн-акциях: «Окна Победы» (оформление окон), «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», конкурс чтецов «Победный Май», «Строки войны», «Голос памяти» и многих других.
Любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. Для нас, воспитателей, работающих с дошкольниками, основная цель — привить чувство уважения, гордости за свой народ, своих предков. Рассказать и показать, что даже в нашем детском саду, в коллективе, окружающем ребенка, в Республике Саха, в огромной стране России проживают многочисленные народы, которые имеют свои традиции. Суметь привить уважение к друг к другу. С целью воспитания патриотизма реализуется воспитательная система «Растим патриота», которая предусматривает решение комплекса задач:
— воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, своему поселку;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к народным традициям и промыслам;
— усвоение элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Наряду с этим проводятся акции «Россия — это Я!», праздники «Русь. Россия — Родина моя», национальный праздник Ысыыах, выставка «Кукла в национальном костюме», тематические занятия «Россия многонациональная страна», посвященные Дню Единства. Выставки «Народная культура и традиции».
Еще одна основная задача нашего педагогического коллектива — формирование бережного отношения к природе и всему живому. Ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важный аспект этого — развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.
В решении данной задачи используются такие методы как: знакомство с Красной книгой Якутии, рассказы об особо охраняемых территориях Томпонского района: государственные природные заказники «Томпорук», «Тукулан» и ресурсные резерваты «Сунтар-Хаята», и «Хоту». В целях воспитания любви к родному краю проводятся фотовыставки «Мы друзья природы Томпо», посвященной Дню Республики, «День Сардааны» — символ красоты якутского лета. Акция «Журавль в небе» — символ долголетия и счастья на якутской земле.
С сентября 2020 года наш детский сад является участником природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия. Реализуя задачи данного проекта педагоги проводят различные акции такие как «Посади дерево», «Покормите птиц зимой», «Синичкин день», которые способны сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе
В дошкольный период происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются воспитатели и ближайшие родственники. В семье и в детском саду зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому заложенные в этот период традиции, идеалы влияют на всю его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В работе с семьей воспитателю важно опираться на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению детей к семейным традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В работе по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ используются различные формы и методы работы с родителями: анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания, организация совместной работы детей и родителей над составлением герба семьи, генеалогического древа семьи. Совместное участие в мероприятиях, посвященных «Дню Матери», «Дню Отца», «Мама, папа, я — спортивная семья», «День бабушек и дедушек», «День пожилого человека».
Заключение. Согласно древним мыслителям (Платону, Аристотелю), только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности. Многие ученые, писатели и художники в автобиографических очерках высказывали мысль о том, что впечатления детства остаются в сердце навсегда: красота родной земли, красота человеческого поступка
Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького человека. История и культура своего края должны стать основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: это общение, созидание, сотворчество детей и взрослых.
Литература:
- Мой край — Моя Россия: Энциклопедический сборник статей (серия «Народная энциклопедия») / автор идеи, вступ. ст., сост. Р. Сарчин. — Казань: Изд-во «Бриг», 2017. — 308 с.
- Поклонимся великим тем годам / [Редколлегия: Шадрин И.Сю и др.]. — Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. — 564 с.
- Учитель, перед именем твоим… / [авт.-сост., ред.: Е. И. Колесова]. — Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2016. — 196 с.
- Якутянки в огне войны: к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг / Союз жен.организаций Респ. Саха (Якутия); [сост. В. И. Кириллина]. — 2-е изд., доп. — Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2015. — 176 с.