Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой ты ее в детстве увидал…
К. Симонов
В настоящее время патриотическое воспитание подрастающего поколения стало одной из актуальных задач. Не случайно с введением «Закона об образовании» в учебном процессе стало больше внимания уделяться ознакомлению детей дошкольного возраста с национальным культурным наследием, с историей страны и родного края.
Цель патриотического воспитания — формирование активной социальной позиции у детей, воспитание гуманной, самостоятельной, развитой личности.
Очень жаль, что в последнее время такие слова как «патриотизм», «героизм» вызывают порой усмешку среди подрастающего поколения. Современное общество предпочитает ставить личные интересы выше всего. И разговаривать о патриотическом воспитании, о любви к своей Родине стало как–то не модно. Между тем, ощущение Родины — это не просто принадлежность человека к определенному государству. Нужно знать историю, любить культуру, соблюдать традиции и обычаи этой страны. Вот тогда можно сказать, что ты действительно ощущаешь себя гражданином своей Родины.
Воспитывая маленьких патриотов большой страны, следует настраиваться на длительный, сложный процесс. Успехом в данной работе можно заручиться лишь в том случае, если сам педагог будет хорошо знать историю своей страны, края, города. [1, с. 4–5]. Нужно учиться преподносить материал, используя понятные термины для детей. Ведь от этого зависит, воспримет ли ребенок данные знания и захочет ли он узнать еще что — то новое.
Работая над проблемой нравственно-патриотического воспитания, педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения стараются решить следующие задачи:
‒ воспитать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, городу;
‒ сформировать представление о своем родном крае, городе на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям;
‒ сформировать представление у детей о России, как о родной стране.
‒ воспитать гражданские и патриотические чувства у дошкольников через изучение государственной символики;
‒ развить чувство ответственности и гордости за достижения своей страны;
‒ сформировать толерантность, чувство уважения к людям другой национальности, их традициям.
При отборе познавательного материала для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию мы руководствовались следующими принципами:
- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка каждого возраста).
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его интересов.
- Рациональное сочетание разных видов деятельности.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- Принцип «спирали» (дети возвращаются к тем или иным вопросам, событиям из года в год, углубляя свои познания). [3, с. 6–7]
Все эти принципы нам помогали, как бы отсортировать материал, который был предоставлен вниманию дошкольников. Так как, не всякие сведения в одинаковой мере способствуют воспитанию высших нравственных чувств.
Чтобы работа по воспитанию патриотизма у детей велась систематически и целенаправленно, нами был разработан перспективный план для старших дошкольников на тему: «Мы — юные патриоты». На каждый месяц педагогами были запланированы занятия по различным темам: «Символика России», «Неофициальные символы России», «Защитники нашей Родины», «Мой город» и другие. Перспективный план позволил нам как можно тщательнее подойти к решению задач, поставленных ранее.
Мы пытаемся найти новые подходы, новые формы и новые решения в воспитании у детей патриотизма. Когда знакомим дошкольников с историей своего народа, с культурой, обычаями, традициями, то наблюдаем, как они проявляют любознательность, прекрасную эмоциональную память. Именно в дошкольном возрасте все новое воспринимается с восторгом, поэтому мы вызываем патриотические чувства в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.
Чтобы добиться положительных результатов в своей работе нами используются следующие формы работы:
‒ Тематические занятия.
‒ Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные, подвижные игры.)
‒ Проведение праздников (развлечений).
‒ Смотры-конкурсы, выставки детского творчества.
‒ Организация экскурсий.
‒ Трудовая деятельность.
Наши воспитанники побывали на экскурсиях по родному городу, где имели возможность любоваться его красотами, где учились беречь и любить свою малую родину. Во время экскурсий дети знакомятся с улицами, различными достопримечательностями. Они с интересом рассматривают старинные и современные здания, сравнивают их. [2, с. 23–25] Вместе с родителями накануне праздника Великой Победы мы посетили памятник погибшим воинам, находящийся на проспекте Комсомольский. Там воспитанники возложили цветы и почтили память погибших минутой молчания. Празднование Дня города тоже не обошлось без участия детей и родителей нашего детского сада. Мы приняли участие в конкурсе на лучший букет. Еще дети смогли познакомиться с историей родного края подробнее, когда в наше дошкольное учреждение пришла с лекцией работник краеведческого музея. Показывая красочные слайды на экране, она смогла вызвать настоящий интерес к истории и природе родного города и края. Такие знаменательные события нашли отражение в оформлении фотовыставок и фотоальбомов с непосредственным участием родителей.
Тесная работа с родителями в вопросе воспитания патриотических чувств у дошкольников является важным условием для получения положительных результатов. Кто, как не родители на примерах своего труда, своей жизни, отношению к государству показывают ребенку, что на него возлагают надежду не только родные, но и все общество и вся страна. [6, с.31–33] Воспитатели совместно с родителями привлекают детей к общественной жизни. При формировании чувства патриотизма, это очень важно. В данной работе педагоги нашего дошкольного учреждения опираются на родителей как на равноправных участников формирования личности ребенка. Значимую роль в этом играют экскурсии с участием родителей на предприятия и учреждения города, встречи на профессиональные темы. Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные праздники.
Родители могут участвовать в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного творчества. В итоге, родители становятся не только помощниками, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка, а заметные сдвиги в проявлении гражданских качеств радуют и воспитателей, и родителей.
Закрепляя знания, полученные на экскурсиях, с дошкольниками проводятся тематические занятия, беседы с использованием фотографий, иллюстраций. Дети делают выводы, дают нравственные оценки увиденному и услышанному. Педагоги нашего дошкольного учреждения стараются сделать такую подачу информации как можно более яркими, впечатляющими. Чтобы в памяти детей остались знания о родных местах.
Так как у детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, в свободное время работа по ведущей теме месяца продолжается в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети проявляют свои лучшие качества в играх: «МЧС», «Моряки», «Летчики», «Пожарные», «Космонавты» и другие. С удовольствием играют в народные подвижные игры: «Коршун и цыплята», «Городки», «Салки» и другие. Занимаясь дидактическими играми: «Узнай и расскажи», «Символы России», «Когда это было», «Экологический светофор», «Кто живет в нашем лесу», «Чем богат наш край?» дошкольники закрепляют знания о символике родной страны, ее природе, о столице нашей Родины, о родном городе др.
Дети участвуют в различных праздниках, развлечениях, которые проводятся в нашем детском саду. Например, в спортивных соревнованиях, посвященных Дню Защитника Отечества, с участием пап. На таких мероприятиях дошкольники испытывают чувство гордости за своих отцов, учатся им подражать, раскрывают в себе желание тоже в свое время стать защитником Родины. [4, с. 12–13]. Дети имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. А затем отразить свои впечатления в продуктивной деятельности. Темы их рисунков: «Мой папа на службе», «Здравствуй город!», «Улицы и дома нашего города», «Мой город в будущем», «Природа нашего края», «Дикие животные наших лесов» и другие. Так же дети могут выразить свои мысли в конструировании, в изготовлении подарков, которые вручают бывшим воинам и просто тем гостям, которые приходят в детский сад на мероприятия.
Педагоги вместе с детьми оформляют выставки детского творчества к знаменательным датам нашей страны. А также участвуют в смотрах — конкурсах, проводимых по различным тематикам. Так совсем недавно, собирая материал к оформлению выставки «Бессмертный полк» наши дети имели возможность познакомиться с теми людьми, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Воспитатели показывали фотографии, принесенные родителями, и рассказывали о защитниках далекой войны.
В заключение хочется сказать, что, воспитывая маленьких патриотов нашей большой Родины необходимо проводить системную, целенаправленную работу. У детей дошкольного возраста велика потребность в познании окружающего мира, людей, природы. Не зря их называют «почемучками». Они готовы откликнуться на изучение нового и всего, что их окружает. Так же нужно учитывать возрастные особенности при отборе материала для реализации задач по патриотическому воспитанию. Эффективность работы по данному направлению невозможна без участия родителей и их понимания о необходимости патриотического воспитания. Будем воспитывать в детях чувство любви к своему Отечеству вместе!
Литература:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ, 2005, с. 4–5
- Алешина Н. В. Знакомство с родным городом и страной. М: УЦ «Перспектива», 2011, с.23–25
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, Сфера, Москва, 2009, с. 6–7
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработка тематических занятий и сценариев мероприятий/ авторы-составители Александрова Е. Ю и др. — Волгоград: Учитель, 2007, с.12–13
- С чего начинается Родина? Под редакцией Кондречкинской Л. А., МТЦ, Сфера,2003
- Ковалева Г. А. Воспитываем маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2004, с. 31–33
- Маркова В. А., Данилина Л. М., Прасолова З. Г. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине. Краснодар: Традиция, 2007.