В статье авторы осветили две темы «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения», «Краткосрочные проекты в старших группах дошкольного образовательного учреждения»,
Ключевые слова: региональный компонент, проект, проектная деятельность, сотрудничество .
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему.
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. В связи с введением в дошкольное образование Стандартов нового поколения среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
- Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
- Введение регионального содержания с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнка, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому — культурно-историческим фактам).
- Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
- Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.
Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Существует огромное количество форм и методов организации культурных практик. Но одним из наиболее эффективных форм является проектная деятельность. Эффективность применения проектной деятельности заключается в том, что она дает широкие возможности для проявления детской инициативы.
Проект — это инструмент сотрудничества. Основной целью данной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги дошкольного образовательного учреждения, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Для себя мы нашли самую действенную и удобную форму реализации регионального компонента — это разработка краткосрочных (недельных) проектов по темам комплексно-тематического планирования образовательной программы дошкольного образования, многие из которых непосредственно касаются краеведения.
Подготовительный этап включает в себя:
— разработку календарно-тематического планирования, занятий с детьми;
— подбор и систематизацию наглядного материала по теме;
— подготовку речевого материала по теме;
— подбор иллюстративного материала, детской художественной литературы к тематическим выставкам;
— приобщение родителей к совместной деятельности;
— экскурсии с родителями в соответствии с темами;
— подбор, изготовление дидактических и словесных игр по теме.
Например, в рамках информационного проекта «Иркутск — малая родина. Достопримечательности» на подготовительном этапе были проведены следующие мероприятия:
— составлена картотека наглядной информации для детей по теме «Иркутск — малая родина. Достопримечательности» (иллюстрации, литература, презентации, слайды);
— подобрана картотека со стихотворениями, пальчиковой гимнастикой, загадками, рассказами сибирских писателей (адаптированные тексты для детей дошкольного возраста);
— организована тематическая выставка по теме «Иркутск — малая родина. Достопримечательности»;
— организована совместная прогулка с родителями и детьми по Иркутску, по итогу которой дети представили фотоотчеты и короткие рассказы о родном городе.
— подобраны игры по теме: «Экскурсия», «Расставь по порядку», кроссворд «Наш город — Иркутск», «Раздели на слоги», «Что изменилось», «Продолжи предложение», «Составь предложение», «Сосчитай», «Главные улицы Иркутска», «Я люблю», «Какой Иркутск?», «Назови ласково», «В Иркутске много…», «Я горжусь», «Расскажи туристу о нашем городе».
Основной этап включает в себя:
— разработку перспективного плана занятий познавательного цикла;
— подготовку информации для родителей по теме;
— проведение презентаций;
— беседы, рассказы по теме;
— наблюдения;
— продуктивное чтение художественной и познавательной (энциклопедии) литературы в соответствии с перспективным планом;
— использование дидактических, развивающих игр в совместной деятельности;
— проведение викторин, конкурсов.
Например, основной этап информационного проекта «Иркутск — малая родина. Достопримечательности» включал в себя следующие мероприятия:
— проведение занятий по теме в разных направлениях детской деятельности;
— использование игр в совместной деятельности:
подвижные: «На лугу у ворот…», «Ветры дуют над Иркутском»;
пальчиковые: «Люблю по Иркутску гулять…», «Едем, едем по Иркутску»;
дидактические, словесные: «Сложи герб города из частей» «Сосчитай», «Главные улицы Иркутска», «Я люблю», «Какой Иркутск?», «Назови ласково», «В Иркутске много…», «Я горжусь», «Расскажи туристу о нашем городе» и другие.
— чтение художественной и познавательной литературы;
— проведение литературного конкурса «Стихи о родном городе»;
— проведение игры-викторины «Я люблю и знаю мой город»;
— консультацию для родителей «Воспитание патриотических чувств при ознакомлении с родным городом»;
— информирование родителей «Прогулки с ребенком по Иркутску».
На заключительном этапе реализации проектов совместно с детьми подводятся итоги и определяются перспективы в данном направлении. Например, оформление книги «Иркутск — малая родина. Достопримечательности города» с семейными фотографиями и рассказами воспитанников стало итогом проекта «Иркутск — малая родина. Достопримечательности».
Обобщив изученную информацию и собственный опыт, можем сделать следующий вывод: сочетание проектной деятельности и регионального компонента поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, помогает ребенку чувствовать себя маленьким гражданином большой страны, но вместе с тем, любящего свою малую Родину. Важнейшим достоинством этого сочетания так же является вовлечение родителей в образовательный процесс, стимулирование их к активному участию в развитии ребенка.