Технология проектирования при ознакомлении дошкольников с малой родиной | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хохлюк, Н. Ю. Технология проектирования при ознакомлении дошкольников с малой родиной / Н. Ю. Хохлюк, Е. А. Теплых, С. В. Конченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84176/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы осветили две темы «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения», «Краткосрочные проекты в старших группах дошкольного образовательного учреждения»,

Ключевые слова: региональный компонент, проект, проектная деятельность, сотрудничество .

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему.

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. В связи с введением в дошкольное образование Стандартов нового поколения среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
  2. Введение регионального содержания с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнка, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому — культурно-историческим фактам).
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
  4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.

Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Существует огромное количество форм и методов организации культурных практик. Но одним из наиболее эффективных форм является проектная деятельность. Эффективность применения проектной деятельности заключается в том, что она дает широкие возможности для проявления детской инициативы.

Проект — это инструмент сотрудничества. Основной целью данной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги дошкольного образовательного учреждения, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Для себя мы нашли самую действенную и удобную форму реализации регионального компонента — это разработка краткосрочных (недельных) проектов по темам комплексно-тематического планирования образовательной программы дошкольного образования, многие из которых непосредственно касаются краеведения.

Подготовительный этап включает в себя:

— разработку календарно-тематического планирования, занятий с детьми;

— подбор и систематизацию наглядного материала по теме;

— подготовку речевого материала по теме;

— подбор иллюстративного материала, детской художественной литературы к тематическим выставкам;

— приобщение родителей к совместной деятельности;

— экскурсии с родителями в соответствии с темами;

— подбор, изготовление дидактических и словесных игр по теме.

Например, в рамках информационного проекта «Иркутск — малая родина. Достопримечательности» на подготовительном этапе были проведены следующие мероприятия:

— составлена картотека наглядной информации для детей по теме «Иркутск — малая родина. Достопримечательности» (иллюстрации, литература, презентации, слайды);

— подобрана картотека со стихотворениями, пальчиковой гимнастикой, загадками, рассказами сибирских писателей (адаптированные тексты для детей дошкольного возраста);

— организована тематическая выставка по теме «Иркутск — малая родина. Достопримечательности»;

— организована совместная прогулка с родителями и детьми по Иркутску, по итогу которой дети представили фотоотчеты и короткие рассказы о родном городе.

— подобраны игры по теме: «Экскурсия», «Расставь по порядку», кроссворд «Наш город — Иркутск», «Раздели на слоги», «Что изменилось», «Продолжи предложение», «Составь предложение», «Сосчитай», «Главные улицы Иркутска», «Я люблю», «Какой Иркутск?», «Назови ласково», «В Иркутске много…», «Я горжусь», «Расскажи туристу о нашем городе».

Основной этап включает в себя:

— разработку перспективного плана занятий познавательного цикла;

— подготовку информации для родителей по теме;

— проведение презентаций;

— беседы, рассказы по теме;

— наблюдения;

— продуктивное чтение художественной и познавательной (энциклопедии) литературы в соответствии с перспективным планом;

— использование дидактических, развивающих игр в совместной деятельности;

— проведение викторин, конкурсов.

Например, основной этап информационного проекта «Иркутск — малая родина. Достопримечательности» включал в себя следующие мероприятия:

— проведение занятий по теме в разных направлениях детской деятельности;

— использование игр в совместной деятельности:

подвижные: «На лугу у ворот…», «Ветры дуют над Иркутском»;

пальчиковые: «Люблю по Иркутску гулять…», «Едем, едем по Иркутску»;

дидактические, словесные: «Сложи герб города из частей» «Сосчитай», «Главные улицы Иркутска», «Я люблю», «Какой Иркутск?», «Назови ласково», «В Иркутске много…», «Я горжусь», «Расскажи туристу о нашем городе» и другие.

— чтение художественной и познавательной литературы;

— проведение литературного конкурса «Стихи о родном городе»;

— проведение игры-викторины «Я люблю и знаю мой город»;

— консультацию для родителей «Воспитание патриотических чувств при ознакомлении с родным городом»;

— информирование родителей «Прогулки с ребенком по Иркутску».

На заключительном этапе реализации проектов совместно с детьми подводятся итоги и определяются перспективы в данном направлении. Например, оформление книги «Иркутск — малая родина. Достопримечательности города» с семейными фотографиями и рассказами воспитанников стало итогом проекта «Иркутск — малая родина. Достопримечательности».

Обобщив изученную информацию и собственный опыт, можем сделать следующий вывод: сочетание проектной деятельности и регионального компонента поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, помогает ребенку чувствовать себя маленьким гражданином большой страны, но вместе с тем, любящего свою малую Родину. Важнейшим достоинством этого сочетания так же является вовлечение родителей в образовательный процесс, стимулирование их к активному участию в развитии ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): Иркутск, малая Родина, региональный компонент, проектная деятельность, ребенок, родной город, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, образовательный процесс, родной край.


Похожие статьи

Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности

В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,

Сетевое взаимодействие с социальными партнерами в решении задач программы воспитания дошкольной образовательной организации

В статье автор раскрывает механизмы сетевого взаимодействия с социальными партнерами для реализации Программы воспитания ДОУ.

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду

В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».

Интеграция в проектной деятельности учащихся

В данном исследовании рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности проектной деятельности, уделяется внимание задачам интеграции в школьном образовании, интеграции различных уровней образования, а также транспредметной интеграции в рамках осущест...

Проектная деятельность в начальной школе

В статье исследуются вопросы проектирования в начальной школе на примере социальных проектов и организации интересной образовательной среды в современных российских школах посредством разнообразия проектов. Рассматривается необходимость комплексного ...

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Проектирование развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием открытого образовательного пространства дошкольной образовательной организации, разработан проект, позволяющий обеспечить доступность и новое качество дошкольного образования.

Изучение отношения педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольном учреждении

В данной статье автором рассматривается интеграция образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и отношение педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольных образоват...

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности

В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,

Сетевое взаимодействие с социальными партнерами в решении задач программы воспитания дошкольной образовательной организации

В статье автор раскрывает механизмы сетевого взаимодействия с социальными партнерами для реализации Программы воспитания ДОУ.

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду

В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».

Интеграция в проектной деятельности учащихся

В данном исследовании рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности проектной деятельности, уделяется внимание задачам интеграции в школьном образовании, интеграции различных уровней образования, а также транспредметной интеграции в рамках осущест...

Проектная деятельность в начальной школе

В статье исследуются вопросы проектирования в начальной школе на примере социальных проектов и организации интересной образовательной среды в современных российских школах посредством разнообразия проектов. Рассматривается необходимость комплексного ...

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности учащихся в образовательной области «Технология». Метод творческих проектов позволяет развивать у учащихся креативность, формируется техническое мышление на основе межпредметных связях.

Проектирование развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием открытого образовательного пространства дошкольной образовательной организации, разработан проект, позволяющий обеспечить доступность и новое качество дошкольного образования.

Изучение отношения педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольном учреждении

В данной статье автором рассматривается интеграция образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и отношение педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольных образоват...

Задать вопрос