Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (178) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 03.11.2017

Статья просмотрена: 7922 раза

Библиографическое описание:

Корнилаева, Л. В. Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы) / Л. В. Корнилаева, Ю. С. Комнатная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46064/ (дата обращения: 16.12.2024).



Наше благополучие зависит, прежде всего, от отношений между людьми, их творческой активности, характера и мотивов поступков, а главное веры, нравственной чуткости и любви к своему Отечеству

Губернатор Белгородской области Е. С. Савченко

Дошкольное образовательное учреждение — это начальный этап социального института образования. В связи с этим существенной и первоначальной задачей нашего педагогического коллектива является поиск путей совершенствования деятельности по обновлению содержания работы с детьми в ДОУ.

Меняются эпохи, времена, люди, но вечным остается стремление человека к истине, красоте, свету, добру. Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО п.1.6). Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отмечено патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, где основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Нравственно-патриотическое воспитание — важное звено системы воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.

Анализируя работу педагогов по вопросам сущности и структуры патриотизма, необходимо отметить, что патриотизм — это социальное, исторически обусловленное явление духовной жизни народа, результат влияния общественной среды и воспитания. Работа в этом направлении должна быть системной и целенаправленной. Патриотизм определяется отношением к Родине, уважению к Отечеству, чувством ответственности за свою Родину, отношению к народу, культуре, традициям, языку, истории, природе родного края. Для каждого человека Родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую увидел, познал, ощутил впервые, на которой сделал первые шаги. Любовь к Родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.

Дошкольный возраст является самым естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в этот период важна роль эмоциональных переживаний, закладывается «фундамент» настоящего патриотизма.

В настоящее время социокультурная ситуация ставит перед педагогами современной дошкольной образовательной организацией проблему поиска эффективных средств по изучению истории родного края, традиций и культуры народа. Взрослея, ребенок переносит чувство любви к малой родине в уважение, преданность и любовь к своей стране.

Следовательно, воспитание у дошкольников любви к своей семье, природе, к месту, где они живут — это приоритетная цель работы нашего педагогического коллектива.

Основные задачи, стоящие перед нами:

  1. Дать и расширить знания воспитанников о родном поселке, городе, стране и их: истории, культуре, географии, архитектуре, традициях, достопримечательностях, выдающихся земляках, природе и т. д.
  2. Заложить основы гражданско-патриотической позиции личности.
  3. Сформировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях со

сверстниками и взрослыми.

В своей работе используем различные технологии:

– игровые,

– информационные,

– коммуникативные,

– проблемные,

– развивающего обучения,

– консультативные,

– визуальные,

– проектные,

– ИКТ.

Работа по формированию нравственно-патриотических чувств будет эффективна при установлении тесной связи семьи и ДОО, поскольку семья обладает особыми педагогическими возможностями (любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность и др..) Это создаёт необходимые условия для воспитания нравственных чувств и формирует модель поведения ребенка во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

В работе с детьми по ознакомлению с родным поселком, его природой, главными достопримечательностями мы широко используем целевые прогулки, тематические экскурсии, наблюдения, организуем прогулки «выходного дня» с родителями (т. е. рекомендуем родителям те места, куда можно отправиться с ребёнком в выходной день). Все мероприятия организуются согласно комплексно-тематическому плану работы ДОУ (тематическим неделям).

Знакомство с родным городом происходит в процессе просмотров видеофильмов и видеороликов, а также презентаций о городе Белгороде, рассматривание репродукции картин, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей, выездных экскурсий с родителями (в парки и скверы города, кукольный театр, к памятникам, в государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление и т. д.); в процессе организации непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками, в ходе чтения детской художественной литературы, авторами которых являются наши земляки. Подводим воспитанников к пониманию того, что их город — частица Родины.

Итогом проведенных мероприятий обязательно становятся творческие отчеты: фотоматериалы, рисунки, альбомы, гербарии, макеты и планы улиц, домов, построек, оформляются выставки: «Наши земляки достойны уважения», «Моя улица носит имя героя», организация смотров-конкурсов и прочее.

Формируя у воспитанников первые простейшие представления об устройстве нашего государства, в группах оформлены патриотические уголки. Их оформление позволяет привлечь внимание и проявить инициативу каждого ребенка. Дети подбирают материал по силам и интересам: «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва — столица нашей Родины». Благодаря материалам таких уголков развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны, а также позволяет наладить совместную работу с педагогом и сверстниками.

Формирование основы гражданско-патриотической позиции личности мы осуществляем в процессе целенаправленной организации тематических занятий, утренников, праздничных концертов с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии. С целью воспитания чувства гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам ВОВ, в рамках празднования годовщины Победы в Великой Отечественной войне в ДОУ разрабатывается план совместных мероприятий педагогов, воспитанников и родителей, где нашли свое отражение:

– военно-патриотические проекты: «Простые истории Великой Победы»;

– выпуск стенгазет на тему «Ко дню Великой Победы»;

– «Уроки мужества» о событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов («Праздник Победы», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Пришла весна — весна Победы!»);

– акции: «Ветеран живет рядом», «Бессмертный полк», «Дети войны»;

– оформление тематических альбомов («Города-герои», «Награды ВОВ», «Оружие и техника ВОВ»).

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что Россия — это родина для всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы страна стала могучей державой.

Однако, надо помнить, что нельзя грубо вторгаться во внутренний мир растущего человека, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Успех становления зависит от того, насколько компетентно и ограничено с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы нравственности, духовности и патриотизма.

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, дошкольный возраст, Великая Победа, гражданско-патриотическая позиция личности, модель поведения ребенка, педагогический коллектив, работа, ребенок, родина, родной край, родной поселок, уважение.


Похожие статьи

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края)

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

Актуальные проблемы развития правовой компетентности современных специалистов в области здравоохранения в условиях послевузовского образования

Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Похожие статьи

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края)

Условия успешности нравственно-полового воспитания подростков при взаимодействии школы и семьи

Актуальные проблемы развития правовой компетентности современных специалистов в области здравоохранения в условиях послевузовского образования

Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Задать вопрос