Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 30.01.2023

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Калимулина, Ж. В. Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса / Ж. В. Калимулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99396/ (дата обращения: 24.11.2024).



В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Ключевые слова: патриотизм, нравственность, воспитание, мини-музей, экспозиция, экспонаты.

This article presents the experience of a preschool educational organization aimed at fostering patriotic feelings in preschool children by means of museum pedagogy.

Keywords: patriotism, morality, education, mini-museum, exhibition, exhibits.

Актуальность проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного приказом № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года [2]. Опираясь на этот документ, можно сделать вывод, что одной из главных задач, на которые направлен ФГОС ДО, является создание целостного образовательного процесса, объединив обучения и воспитания, в том числе социокультурных и духовно-нравственных ценностей [2; п. 1.6].

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одна из важнейших задач современного общества. Духовность и нравственные ценности вытеснили на второй план ценности материальные, вследствие чего у детей искажены представления о доброте, чести, патриотизме. В связи с этим, мы считаем, важнейшим направлением образовательного процесса нравственно-патриотическое воспитания, что и отражено в ФГОС ДО.

Решить данную проблему нам помогла, созданная на базе нашего детского сада, инновационная площадка «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса». Целью, которой стало: воспитание патриотических чувств у дошкольников через создание мини-музея, основанного на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса.

Музейная педагогика инновационная технология для дошкольного образования, она позволяет решить основные задачи дошкольного образования и создать условия для целостного погружения ребенка специально организованную предметно пространственную среду [3].

Предметно-развивающая среда детского сада не позволяет создавать экспозиции, которые бы соответствовали требованиям музейного дела, поэтому мы называем его мини-музей.

Организованный, в МБДОУ № 18 Ленинск-Кузнецкого городского округа, мини-музей «Моя Родина» позволяет педагогам приобщить детей к народной традиции и культуре, способствует воспитанию патриотических чувств и духовности. В рамках мини-музей организовано пять экспозиций:

  1. «История игрушек».

Экспозиция представлена в антикварных чемоданах, насчитывает более ста экспонатов. Здесь вы можете увидеть игрушки, в которые играми мамы и папы, бабушки и дедушки наших воспитанников. Деревянная мебель, швейная машинка с выкройками, мясорубка, санки для куклы, аэроплан, пластмассовые автоматы и пистолеты, различные деревянные конструкторы и многое другое.

  1. «Старинные елочные игрушки».

Экспозиция тематическая, оформляется в период новогодних праздников. Представленные экспонаты, относятся к временам советской эпохи. Дети имеют возможность, погрузится в атмосферу новогоднего праздника своих бабушек и дедушек. Педагоги совместно с детьми и родителями изготавливают из бумаги фонарики, гирлянды и флажки, украшают ими группу и новогоднюю елку.

  1. «Великая Отечественная война».

Экспозиция памяти и гордости за великий подвиг наших предков, экспонатов около шестидесяти. Большая часть экспонатов создана руками наших воспитанников в совместном с родителями творческом процессе, например макет танка «Т-34», макет самолета «У-2», макет «На поле боя», есть и экспонаты, хранящие в себе память тех боевых лет: фляжка, гимнастерка, кожаная сумка офицера, алюминиевая кружка. Была проведена исследовательская деятельность, направленная на сбор и систематизацию информации о ветеранах — дедах и прадедах воспитанников детского сада. Собранная информация нашла своё отражение в книге памяти «Бессмертный полк», в которой хранятся подлинники документов времен Великой Отечественной войны, фотографии ветеранов, ордена и медали.

  1. «Кукла в национальном костюме».

Экспозиция состоит из 15 кукол. Дети могут познакомиться с национальным костюмом, традициями и культурой представленных народностей, разработанное методическое сопровождение, позволяет более подробно познакомить дошкольников с той или иной национальностью. Вниманию детей представлены как коренные жители Кузбасс шорцы и телеуты, так и другие, например: чуваши, цыгане, грузины, белорусы, украинцы.

  1. «Старинный быт».

Государство, область, город начинается с семьи, а семья это дом и очаг. Современный быт знаком каждому ребенку, а вот быт наших предков — это что-то новое и неизведанное современным детям. Посетив экспозицию, они совершают путешествие в прошлое. Погружаются в атмосферу русской избы, знакомятся с атрибутами быта такими, как: самовар, деревянная посуда, керосиновая лампа, кузовок, туеса, чугунные утюги, ухват и многое другое.

Экспонаты нашего музея это не наглядные пособия, а полноценные участники образовательного процесса, игровой деятельности детей. Становление ребенка как личности происходит в тесном взаимодействии с исторической ценностью, культурой края в котором мы живем.

Для детей разного возраста один и тот же экспонат может иметь своё значение, свою логическую цепь, которая способствует взрослению, пониманию, осмыслению. В этом нам помогает музей и его экспонаты.

Чтобы наш мини-музей с точность выполнял те функции, которые мы в него вкладываем, был разработан учебно-методический комплекс. В нем почти нет экскурсии, зато много увлекательных квестов, мастер-классов, развлечений, игр в которых ведущая роль отведена музейным экспонатам. Например: квест-игра «Мой край родной», «Моя малая родина — Кузбасс», мастер-класс «Кукла из бабушкиного сундука», сценарий праздник «Никто не забыт. Ничто не забыто» и многое другое.

И мы с точность можем сказать — это работает. Посмотрев и изучив ту или иную экспозицию, дети несут информацию домой, и пристают с вопросами к родителям, бабушкам и дедушкам, с просьбой рассказать о своём доме, детстве, об истории своей семьи.

Проведенная нами работа позволила сделать следующий вывод: мини-музей помогает воспитать в детях чувство патриотизма, нравственности, духовности и повысить уровень знания об истории, культуре, традициях родного края.

Литература:

1. Байдина, Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. Текст: непосредственный / Справочник старшего воспитателя. — 2013. — № 2. — С. 32–37.

2. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — Текст: электронный. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 30.03.2021).

3. Рыжова Н. А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1–4 / Н. А. Рыжова. — Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. — 96 c. — С. 82–84. — URL: https://dou37.gusobr.ru/wp-content/uploads/2015/11/Рыжова-музейная.pdf (дата обращения 30.03.2021). — Текст: электронный

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, дошкольное образование, дошкольный возраст, экспозиция, экспонат, краеведческий материал, музейная педагогика, национальный костюм, образовательный процесс.


Похожие статьи

Воспитание любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы освещают опыт использования проектной деятельности в воспитании у старших дошкольников любви к своему родному краю, средств музейной педагогики.

От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»

Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии и патриотическом воспитании подрастающего поколения

В статье представлен опыт работы детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников, основанный на отечественных традициях обучения и воспитания.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте

В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...

Из опыта работы по формированию патриотических чувств дошкольников посредством организации мини-музея имени Ивана Яковлевича Яковлева в ДОУ

В статье раскрывается опыт работы по формированию патриотических чувств дошкольников старшего возраста посредством организации мини-музея в ДОУ.

Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников

Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента...

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому наследию своего края в социокультурной среде через игровой фольклор

В статье описывается опыт работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации по применению игрового фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.

Похожие статьи

Воспитание любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы освещают опыт использования проектной деятельности в воспитании у старших дошкольников любви к своему родному краю, средств музейной педагогики.

От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»

Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии и патриотическом воспитании подрастающего поколения

В статье представлен опыт работы детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников, основанный на отечественных традициях обучения и воспитания.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте

В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...

Из опыта работы по формированию патриотических чувств дошкольников посредством организации мини-музея имени Ивана Яковлевича Яковлева в ДОУ

В статье раскрывается опыт работы по формированию патриотических чувств дошкольников старшего возраста посредством организации мини-музея в ДОУ.

Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников

Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента...

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому наследию своего края в социокультурной среде через игровой фольклор

В статье описывается опыт работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации по применению игрового фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.

Задать вопрос