Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абросимова, Ж. Д. Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями / Ж. Д. Абросимова, И. А. Григорьева, Ю. В. Черницова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97764/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне, храним в семейных традициях, реликвиях, фотоальбомах. Без приближения детей к истории нельзя решать задачи нравственного, гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Как рассказать детям о войне? О подвигах и героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о Великой Победе. Одним из наиболее эффективных методов воспитания и образования является создание мини-музея, в процессе которого происходит единение детей и взрослых, желание узнать, как можно больше об истории страны, родном крае, семье во времена Великой Отечественной войны.

Музейная педагогика — это словосочетание на слуху у всех, кто имеет отношение к воспитанию и образованию детей. На сегодняшний день существует несколько подходов к этому направлению. Одни утверждают, что это область деятельности музея, организуемая в условиях музейной среды. Другие отводят ему иную роль в воспитательно-образовательном процессе и понимают в этом случае область воспитательно-образовательной деятельности, направленной на формирование у ребёнка целостного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве.

Одной из ключевых тем музейной деятельности в Волгоградской области является тема Великой Отечественной войны, великая Сталинградская битва. Знакомство с героическим подвигом Сталинграда не проходит бесследно и откладывается в памяти ребенка навсегда. А создание мини-музея позволило на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к истории родного края, объединить педагогов, детей и родителей захватывающим делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций и мероприятий. Для оформления экспозиций в рамках создания мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград» в нашем детском саду были привлечены родители, а созданные своими руками экспонаты позволили детям и взрослым проявить свои творческие способности.

Цель:

Воспитывать гражданско-патриотические чувства у детей, сохранять преемственность поколений через ознакомление с историческими и героическими событиями родного края в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Создать тематическую экспозицию, формировать представления детей о подвигах советских солдат, о героическом прошлом родного края; развивать познавательный интерес к истории родного края; воспитывать уважение к своей Родине, чувство гордости за свой народ; организовать родителей и детей для совместной познавательной, продуктивной видов деятельности для создания экспозиций.

Тематическая и идейная целостность экспозиции «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» обеспечена за счет раскрытия объединяющих тем, сквозных для всего экспозиционного замысла:

— экспозиция «Эхо войны»;

— экспозиция «Я помню, я горжусь».

Основу экспозиции составляет военное обмундирование, солдатские фляжки и кружки, письма с фронта, фото, газеты, листовки, макеты сделанные своими руками; книжная и фотовыставка.

Выставка строится по тематической структуре, состоящей из 2 разделов:

1 раздел

Экспозиция «Эхо войны»:

На экспозиции представлено военное обмундирование:

— солдатская фляжка, кружка;

— планшет;

— солдатская каска;

— письма с фронта;

— военные фото;

— газеты, листовки;

— макеты, сделанные своими руками — «Легендарная «Катюша», «Танковое сражение», «200 дней и ночей обороны Сталинграда».

2 раздел

Экспозиция «Я помню, я горжусь»:

На экспозиции представлены:

— фотовыставка «Героям Сталинграда посвящается. Я помню, я горжусь», участников боевых сражений;

— боевые награды;

— книжная выставка «Страницы памяти».

C:\Users\Садик\Desktop\Новая папка (2)\DSC09028.JPG

Я приглашаю вас пройти в музей

C:\Users\Садик\Desktop\Новая папка (2)\DSC09084.JPG

Он не простой, военные в нём экспонаты.

В них память о стране моей,

О тех, кто воевал когда-то.

C:\Users\Садик\Desktop\Новая папка (2)\DSC09031.JPG

Отгремело эхо войны,

Заросли от разрывов воронки...

И под сонным мерцаньем луны,

Не свистят бомбовые осколки.

C:\Users\Садик\Desktop\Новая папка (2)\DSC09087.JPG

Время придет – рассеется дым.

Смолкнет военный гром.

Шапку снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нем:

– Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Родина! Тебе мы присягали,

И, шагая с именем твоим,

Силой крови, пороха и стали,

В этой битве снова победим!

C:\Users\Садик\Desktop\Новая папка (2)\DSC09092.JPG

Много сделали, но больше можем.

Вся земля от нас Победы ждет.

Окружим врага и уничтожим.

За святую Родину – вперед!

C:\Users\Садик\Desktop\Новая папка (2)\DSC09093.JPG

Сталинград весь изрытый, разрушенный,

Стоит весь в пожарах, в дыму.

Бьются солдаты советские,

Свою защищая страну.

C:\Users\Садик\Desktop\Новая папка (2)\DSC09106.JPG

В резной шкатулке много лет,

Лежит бесценная награда.

Медаль, которой равной нет,

«За оборону Сталинграда»

Мы никогда,

поверьте, не устанем,

За ваши подвиги Вас всех благодарить.

Спасибо, дорогие ветераны,

За этот шанс под мирным небом жить!

Создание мини -музея подарило нашим воспитанникам и их родителям много незабываемых впечатлений, позволило соприкоснуться с героическим наследием нашего края. Наш мини-музей открыт для посетителей, а экспонаты используются для проведения занятий.

Мини-музей «Ты в памяти и в сердце, Сталинград» — это познавательный и воспитательный центр, результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Литература:

  1. Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание — 2007. — № 10
  2. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание // Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. — СПб., 2008.
  3. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000.
  4. «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой,О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008.
  5. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4
  6. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005.
  7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. — М.: 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, Сталинград, Великая Отечественная война, ребенок, создание мини-музея, военное обмундирование, музейная среда, память, родитель, экспозиция.


Похожие статьи

Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мини-музеев в целостном образовательном процессе ДОУ.

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная стат...

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

Информационный ресурс с педагогическим контентом, как показатель инновационной деятельности педагогического коллектива

В статье изложена разработанная на основе практического опыта заведующего детским садом Быковой Ольги Николаевны и старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны концепция сайта ДОУ муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования

На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деяте...

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Сталинград. Герои и подвиги»

В статье раскрывается форма работы педагогов с детьми и родителями по гражданско-патриотическому воспитанию через организацию проектной деятельности.

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом и духовном воспитании дошкольников

На основе практического опыта – коллектива авторов: воспитателя высшей квалификационной категории Быковой Э.Ю., воспитателя первой квалификационной категории Кандаковой Л. Ю. и старшего воспитателя Лаптенок Т.С., разработана концепция инновационной д...

Похожие статьи

Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мини-музеев в целостном образовательном процессе ДОУ.

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная стат...

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

Информационный ресурс с педагогическим контентом, как показатель инновационной деятельности педагогического коллектива

В статье изложена разработанная на основе практического опыта заведующего детским садом Быковой Ольги Николаевны и старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны концепция сайта ДОУ муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования

На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деяте...

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Сталинград. Герои и подвиги»

В статье раскрывается форма работы педагогов с детьми и родителями по гражданско-патриотическому воспитанию через организацию проектной деятельности.

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом и духовном воспитании дошкольников

На основе практического опыта – коллектива авторов: воспитателя высшей квалификационной категории Быковой Э.Ю., воспитателя первой квалификационной категории Кандаковой Л. Ю. и старшего воспитателя Лаптенок Т.С., разработана концепция инновационной д...

Задать вопрос