Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
М. Владимов
С тех пор прошли десятки лет. О Великой Отечественной войне снято множество художественных и документальных фильмов, написаны книги, сложены стихи и песни. В них навсегда запечатлены воспоминания о тех тяжёлых, кровавых событиях и людях, живших в годы войны, о горе и страданиях, которые пришлось им пережить, о героических подвигах и вере в победу советского народа над фашизмом. В наших сердцах навсегда сохранилась вечная память тем солдатам, которые отдали свои жизни за победу и мир на земле. В каждой российской семье существует и передаётся от поколения к поколению своя история войны. И в подтверждение тому, мы ежегодно наблюдаем тысячи людей, идущих плечо к плечу с портретами своих погибших предков в страшные годы воины, а также выживших и дошедших до Берлина.
В наше время бурных социальных, экономических и геополитических перемен, во время преобразования общества от каждого человека требуется активная гражданская позиция. Все более становится очевидно, что сила нашей страны, благополучие и процветание её граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего ныне поколения, от полученных правдивых знаний исторического прошлого Российского государства, патриотических традиций и обычаев нашей Родины.
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является патриотическое воспитание детей. Дошкольный возраст — это период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Чувство патриотизма по своему содержанию, довольно-таки, многогранно. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за величие страны, уважения к старшему поколению. А также желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребёнка дошкольника это сложный, но очень важный педагогический процесс. В его основе лежит развитие духовно-нравственных чувств маленького гражданина России. С самого раннего возраста у ребёнка начинается формироваться это чувство, с отношений в кругу семьи, с любви и уважения к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Все что ребёнок видит перед собой, чем он восхищается, восторгается и что вызывает отклик в его душе- именно с этого и начинается чувство Родины. И пусть впечатления эти ещё не осознаны ребёнком глубоко, но, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Конечно, дети младшего и среднего дошкольного возраста ещё плохо ориентируются в историинашей страны, у них не сформированы в полном объёме такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты и т. д. Процесс познания и понимания исторического и героического прошлого России начинается у детей в старшем дошкольном возрасте.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путанными, отрывчатыми, неполноценными. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьёй. Старая истина — нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью [2, с. 22].
Поэтому воспитатели и специалисты тесно взаимодействуют, постоянно предлагают интересные формы проведения образовательной деятельности, чтобы способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к нашей Родине, накоплению знаний о войне, как это страшно, тяжело, трагично. Патриотическое воспитание детей сегодня стало актуально как никогда. События последних лет показывают, что нам, ныне живущим поколениям расслабляться нельзя. И от нас, педагогов, зависит какие первоначальные знания мы дадим детям, как сформируются у дошкольников духовно-нравственные и гражданско-патриотические чувства к окружающим его людям, к своему городу и стране.
В нашем детском саду ведётся постоянная активная работа по воспитанию маленьких патриотов большой страны России, целью которой является формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
— систематизировать знания детей об истории развития Российского государства, о традициях и обычаях русского народа, о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике;
— способствовать формированию чувства любви и уважения к семье, к родному городу, гордости за свой народ, за страну свою Россию;
— воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ;
— продолжать расширять сотрудничество по патриотическому направлению в образовательной деятельности с родителями воспитанников.
В группе создан центр патриотического воспитания. Здесь подобран познавательно-развивающий материал с учётом возраста детей. Совместно с родителями воспитанников в центре мы сделали очень много своими руками. Это дидактические игры, лото, лэпбуки, альбомы 3-d, макеты и многое другое. Весь тематический материал красочный, долговечный, безопасный в простой, понятной, интересной и доступной форме для детей. Постоянно обновляем и добавляем, находя более современные технологии подачи изучаемого материала детям.
Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся более активными, заинтересованными и мотивированными. С большим желанием ребята участвуют в различных патриотических мероприятиях ДОУ и конкурсах различного уровня, посвящённых памятным датам истории России. «Сталинградская битва», «День Победы», «День России», «День флага России», «День Народного Единства» — проходят всегда в очень трогательной атмосфере. Невозможно без слез слушать проникновенные стихи, которые рассказывают дети о войне, о Родине и родном крае, о многонациональном народе. И в этом результате видна совместная работа семьи и детского сада. Особо хочется сказать, что важную роль играет то, насколько педагог сам патриот своей страны. С какими чувствами он учит наизусть с детьми будь то стих, песня или постановка патриотической сценки. Прожить, прочувствовать и донести до слушателя — вот, чем должен руководствоваться воспитатель, работающий с детьми дошкольного возраста. Тогда и результат, и слезы радости, и гордость за своих воспитанников. И ещё один важный аспект — это осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
Ежегодно участвуем с детьми в различных патриотических акциях: «Открытка ветерану», «Сирень Победы», «Голубь мира», «Помним и гордимся».
Литература:
- Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. — М., 2003.
- Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач //Дошкольная педагогика. — 2009. — N 2.
- Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 2010г
- Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»: учебно-методическое пособие, 2005.
- Шорыгина Т. А. Беседы о Великой Отечественной войне. — М: Сфера, 2016.
- Шорыгина Т. А. Беседы о детях-героях Великой отечественной войны. — М.: Сфера, 2017.