Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 02.12.2021

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Бугаева, О. Б. Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников / О. Б. Бугаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6892/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор показывает организацию занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Ключевые слова: детский сад, Великая Отечественная война, воспитатели, прогулка, патриотическое воспитание, старшие и подготовительные группы, дошкольники.

В этом году наша страна отметила 76-ю годовщину великой Победы советского народа над фашистской Германией, а мы жители Санкт-Петербурга — 78-ю годовщину прорыва блокады Ленинграда и 77-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

«Мы всегда будем помнить, что нацизм сокрушил советский народ — миллионы людей разных национальностей из всех республик Советского Союза ‒ говорилось в речи В. В. Путина, на праздновании Дня Победы, — наш долг — помнить об этом. Помнить о том, что на советский народ пришлась основная тяжесть борьбы с нацизмом. В этом и состоит главная, честная, ничем не замутненная правда о войне. Мы обязаны ее беречь и отстаивать, передавать нашим детям, внукам и правнукам» [6].

Исходя из этого, патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду придается очень большое значение. Задача воспитателей — сформировать патриотизм, чувство гордости за славное историческое прошлое у дошкольников и подготовить их к дальнейшей учебной деятельности в школе. Патриотическое воспитание — это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовности защищать свою Родину [3].

Ежегодно, до начала учебного года, воспитатели детского сада, планируют работу по патриотическому воспитанию дошкольников на предстоящий год. Подводятся итоги работы по патриотическому воспитанию за прошлый год, и составляется план на предстоящий год, выделяются основные направления, указываются мероприятия, которые будут проводиться в масштабе детского сада.

Получение первоначальных исторических знаний развивает и укрепляет патриотические чувства дошкольников, как будущих защитников Родины. К 78-й годовщине прорыва блокады Ленинграда, воспитатели готовят в старших и подготовительных группах наглядную информацию и подключают родителей, чтобы они рассказали своим детям о близких людях ‒ участниках войны.

Весной прогулки детей старших и подготовительных групп часто проходят по улицам героев Великой Отечественной войны (рис. 1), у мемориалов (рис. 2) и у памятников воинам, погибшим в боях за свободу и независимость нашей Родины (рис. 3).

Памятная доска на доме № 34 по улице Пограничника Гарькавого

Рис. 1. Памятная доска на доме № 34 по улице Пограничника Гарькавого

Мемориал Блокада г. Санкт-Петербург Красносельский район

Рис. 2. Мемориал Блокада г. Санкт-Петербург Красносельский район

Братские могилы воинов погибших на Урицком рубеже

Рис. 3. Братские могилы воинов погибших на Урицком рубеже

В ходе таких прогулок воспитатели рассказывают детям о подвиге наших солдат в годы Великой Отечественной войны, тем самым происходит патриотическое воспитание дошкольников, а заодно они изучают историю города и района, в котором родились.

Ежегодно в старших и подготовительных группах детского сада проходят занятия, посвященные памятным датам, в ходе которых воспитатели подготавливают детей к школе, где аналогичные занятия проводятся в масштабе всей школы со всеми учениками.

Такие занятия очень тщательно подготавливаются воспитателями, проводятся они в группах с использованием мультимедийных систем обучения. Многие воспитатели к данному занятию привлекают военнослужащих.

К таким датам как 18 января (прорыв блокады Ленинграда), 27 января (День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 г.)), 23 февраля (День Защитника Отечества), 9 мая (Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.) [1] в старших и дошкольных группах подготавливается фактический материал в виде небольших стендов «Блокадный Ленинград», «Прорыв блокады Ленинграда», «Освобождение Ленинграда», «Красная Армия в Великой Отечественной войне», «Санкт-Петербург — сегодня», на формате А-1, А-3, А-4 (рис. 4). Под каждым стендом оформляются небольшие витрины с соответствующим материалом. Здесь находятся письма с фронта участников войны, копии наградных листов, муляжи медалей и орденов. Весь этот материал используется на занятиях вышеперечисленных дат.

«Блокадный Ленинград»

Рис. 4. «Блокадный Ленинград»

Хорошо поставленная работа по патриотическому воспитанию дошкольников в сочетании с системой занятий и прогулок ‒ лучшая школа воспитания патриотов. В Большом толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова, слово патриот переводится как, человек преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины [5]. Патриот и патриотизм — это слова синонимы. Как писал один из великих писателей XIX века Л. Н. Толстой: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это ‒ сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней» [4].

В торжественной обстановке проходит праздник 23 февраля. Этому предшествует большая подготовительная работа, дети оформляют поздравительные аппликации, рисуют поздравительные открытки, которые в последующем дарятся папам, учат стихи и песни. Завершается данное мероприятие проведением утренника, на который приглашаются папы.

Большим успехом в детских садах пользуются технические средства обучения детей. Применение технических средств обучения позволяет дать детям гораздо большее количество знаний по сравнению с плакатами и стендами, которые использовались на занятиях несколько лет тому назад. Технические визуальные средства обучения обладают большим динамизмом по сравнению с обычными, а это позволяет дать детям больший объем информации на единицу времени. Немаловажное значение имеет и тот факт, что динамически изложенный материал лучше усваивается [2].

Патриотическому воспитанию способствует разнообразная творческая деятельность детей. В детском саду в старших и подготовительных группах проводятся конкурсы рисунков. В последующем все рисунки выставляются на всеобщее обозрение родителей, что также имеет свое воспитательное значение.

Большое внимание в работе с родителями направленно на чтение книг детям о Великой Отечественной войне.

Таким образом, проводится большая и целенаправленная работа по патриотическому воспитанию дошкольников. У детей повышается уровень приобретенных знаний о профессии защитника Отечества, что в свою очередь служит средством патриотического воспитания детей.

Литература:

  1. Федеральный закон от 13.03.1995 г. № 32-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) «О днях воинской славы и памятных датах России».
  2. Аверченко А. Т. Вопросы воспитания. М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. — 64 с.
  3. Перешивалова Н. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников/Н. Перешивалова. — Текст: электронный//Международный образовательный портал MAAM. RU: [сайт]. — URL: https://www. maam.ru/detskijsad/doklad-na-mezhregionalnuyu-nauchno-prakticheskuyu-konferenciyu.html (дата обращения: 18.11.2021).
  4. Сахипгараева Н. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) / Н. Сахипгараева. — Текст: электронный // Педмастерство: [сайт]. ‒ URL: https://www.maam.ru/detskijsad/ doklad-na-mezhregionalnuyu-nauchno-prakticheskuyu-konferenciyu.html (дата обращения: 19.11.2021).
  5. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: «Альта-Принт», 2005 — С. 665.
  6. URL: https:// tvc.ru ›news/show/id/186651 (дата обращения 16.11.2021).

Похожие статьи

Беседа о героях Великой Отечественной войны как ведущее направление патриотического воспитания дошкольников

В статье автор показывает роль прогулки в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников

В статье раскрыт педагогический подход к формированию представлений о малой Родине, рассмотрены этапы, методы и средства формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Формирование экологической культуры и социализация личности дошкольников посредством организации эколого-оздоровительных походов

О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)

В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Применение наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей

В статье автор показывает порядок применения наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Похожие статьи

Беседа о героях Великой Отечественной войны как ведущее направление патриотического воспитания дошкольников

В статье автор показывает роль прогулки в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников

В статье раскрыт педагогический подход к формированию представлений о малой Родине, рассмотрены этапы, методы и средства формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Формирование экологической культуры и социализация личности дошкольников посредством организации эколого-оздоровительных походов

О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)

В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Применение наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей

В статье автор показывает порядок применения наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Задать вопрос