Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дурнева, Н. М. Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики / Н. М. Дурнева, Г. В. Зуйкова, Т. А. Кайсаканова, М. Л. Чертищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68306/ (дата обращения: 18.11.2024).



Примерная программа «От рождения до школы» (далее — Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Большое внимание в Программе уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Поэтому сегодня необходимо научить детей чувствовать, думать и творить. А это возможно при реализации совместной научно — познавательной направленности педагога и родителя.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность на развитие интереса и любви к родному краю, а любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим прошлым. Знакомясь с родным краем и его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры.

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает работа творческого объединения «Юные музееведы», которые знакомят детей с историей музейного дела, развивают способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности и способствует воспитанию самостоятельности и инициативы.

Возможность патриотического мини-музея помогает во всестороннем развитии личности воспитанника, в формировании его духовного мира. Такой музей — одно из действенных методов формирования у детей гражданско- патриотического воспитания.

Гражданин и патриот начинается в стенах детского сада. Воспитанник должен научиться быть гражданином и патриотом Родины, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях, целью которых являются:

− сохранение памяти о Великой Отечественной войне, о её героях и их подвигах посвященных Дню Победы — «Георгиевская ленточка»;

− формирование у детей интереса к истории своей семьи, к судьбам родных, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Ежегодная акция памяти «Бессмертный полк».

Мы живем в непростое время. Все труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники. Но делать это надо во имя будущего. Память о прошлом, формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности- должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. Любой музей, а именно музей детского это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей.

Изучая с воспитанниками историю Великой Отечественной войны, обращаясь к материалам музея, одной из главных задач, становится задача воспитания чувства сопереживания к судьбам людей, отдавших жизнь за Родину, к тем, кто остался жить рядом с нами.

Именно музейная педагогика позволяет в условиях детского сада реализовать комплексные и дополнительные образовательные программы. Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.

В современной педагогике существует направление под названием музейная педагогика. Такая педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка, а также помогают наладить сотрудничество педагогического коллектива ДОУ с родителями.

Условия для развития системы патриотического воспитания и обучения дошкольников средствами музейной педагогики.

Задачей любого музея является, конечно, поисково-собирательная работа.

Занимаясь поисковой работой, дети глубже, душевнее узнают свой край, теснее сближаются с родными. Выполнение различных ролевых функций, например: роль фотографа, корреспондента берущего интервью — формирует качества, без которых нельзя подготовить ребенка к активной жизни в обществе. Дети активно врываются в поиск, творчество, сборы и несут в музей свои игрушки, фотографии, поделки, желая оставить свой след в истории мини-музея.

Какие основные преимущества существуют при создании «Мини-музея Воинской Славы» в ДОУ?

− экспонаты мини-музея можно трогать руками (экспонаты собираются педагогами, родителями);

− дети — создатели, участники;

− мини-музей вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду;

Как мини-музей может помочь организовать образовательный процесс в ДОУ? Мини-музей — это познавательный центр, тематический уголок; это часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации сюжетно-ролевых игр («Мы в музее», «Я — экскурсовод» и др.).

Мини-музей — уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения. Мини-музей — как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить ваше внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, –важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому нужно продумать обязательное включение практической части в ходе работы с экспозициями мини-музея.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, дидактические игры.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как: заполнение дневников, в которых могут быть представлены фотоколлажи, детские рисунки, аппликации, вырезки из газет военных лет.

Музейная работа методически разнообразна и это разнообразие поражает своей новизной и размахом. Такая работа, способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, и главное помогает наладить сотрудничество педагогов с родителями.

Жизнь не стоит на месте, и все время происходят изменения в работе музея. Работы всегда много, но именно ее наличие сплачивает ребят, знакомит с героями ВОВ, учит общению и любви к людям, делам истории своей малой и большой Родины. Рассматривая фотографии, военные документы, воспитанники должны понимать, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, т. к. жизнь их была освещена высокой целью. Дошкольникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм.

Без музея сегодня не обойтись. В музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность.

Литература:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.
  2. Н. А. Никишин «Музей и новые технологии» М.: Прогресс-Традиция, 2012.
  3. Н. В. Микляева «Музей в детском саду» М.: Сфера 2011.
  4. А. Н. Морозова «Музейная педагогика» М.: Сфера 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, ребенок, дошкольник основ, дошкольное образование, музейная культура, патриотическое воспитание, развивающая предметно-пространственная среда, родной край.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

Патриотическое воспитание детей при помощи музейной педагогики

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

Патриотическое воспитание детей при помощи музейной педагогики

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Задать вопрос