Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования
Автор: Зауэр Наталья Евгеньевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 10.01.2017
Статья просмотрена: 175 раз
Библиографическое описание:
Зауэр, Н. Е. Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования / Н. Е. Зауэр. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1716/ (дата обращения: 17.12.2024).
На сегодня ряд вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, являются достаточно важными и актуальными. В связи с этим представляет интерес рассмотрение средств интеграции основного и дополнительного образования, как значимая составляющая воспитательного процесса в целом. Воспитание у людей духовно-нравственных качеств является неотъемлемой частью формирования и развития любого народа и государства. Осуществление данного процесса в современном обществе должно происходить весьма тонко и корректно. Здесь важным моментом в его осуществлении является совместный подход и общие усилия со стороны образовательного учреждения и семьи, где ребенку с малых лет бережно прививаются любовь и уважение к родному краю и земле своего народа. Период дошкольного возраста является одним из важнейших для становления личности; период, когда у воспитанников развиваются представления о культуре, человеке и обществе, закладываются предпосылки гражданских качеств. Духовно-нравственное воспитание дошкольников, прежде всего, заключается в воспитании у детей чувств по отношению к самым близким людям: родителям, братьям, сестрам, детям группы, воспитателям детского сада, Родине. На сегодняшний день продолжается процесс переосмысления культурных достижений и истории в целом, где наблюдается иной взгляд по отношению к старинным праздникам, фольклору, различным ритуалам и традициям, декоративно-прикладному искусству и художественным промыслам. В этом случае основной задачей педагогов становится формирование у воспитанников их позитивного образа, как носителя национальных традиций и социально-культурных ценностей народа.
На всех занятиях нами ставятся задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважительного отношения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство с символами государства (герб, гимн, флаг); воспитание чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование чувства уважения к другим народам и их традициям. Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту и труде, т. к. воспитывают в ребёнке не только духовно-нравственные и патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Родители воспитанников являются активными участниками и главными помощниками в организации и проведении мероприятий детского сада. Они шьют детям костюмы для различных событий, изготавливают атрибуты и тряпичных кукол для игр, участвуют в проведении совместных выставок, праздников, развлечений, пополняют копилку народных мудростей.
Особенности дошкольного возраста предполагают активное использование игр, как основную форму показательной и эмоциональной активности. Дети с удовольствием играют в путешествия, в процессе игр они узнают много нового о родном крае, и других местах. При знакомстве с традициями, бытом, историей дети зачастую испытывают трудности, поскольку для них характерно наглядно-образное мышление, поэтому на занятиях мы используем иллюстрации, художественную литературу, различные наглядные примеры. Мы посещаем с детьми выставки и музеи или устраиваем их в детском саду: «Дары осени», «Изготовление новогодних игрушек», «Портреты мам и пап» и т. д. Например, участие детей, родителей и воспитателей в Пасхальном фестивале «Святая Русь», где на выставке представили свои работы, а также могли полюбоваться произведениями других детей и взрослых. Такие мероприятия дают возможность детям выразиться, открывают иные горизонты для познания истории и быта родного края. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, о своем крае. Повторяется работа в каждой возрастной группе, изменяется содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения. Тематические занятия повышают детскую мыслительную активность. Приучают детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения и выводы.
Большие возможности для решения задач по нравственному воспитанию предоставляет система дополнительного образования в нашем учреждении. Она позволяет развивать интерес к изучению и углублению знаний и выполняет немаловажную роль в развитии творческих способностей, умений и навыков художественной деятельности, приобщение детей к культурным ценностям и традициям народа. Такая взаимосвязь происходит на протяжении всего дня. Дошкольники посещают занятия дополнительного образования во вторую половину дня, где охвачено более 90 % детей средних, старших, подготовительных групп. Организация дополнительного образования представлена следующими направлениями. Кружки по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ладошки» и «Талантики». Кружки по танцевальному и спортивному направлениям «Радуга» и «Школа мяча». Кружок по экологии «Юный исследователь» и по развитию речи «Размышляй-ка», «В гостях у сказки».
В нашем детском саду проводятся сюжетные дни, темы которых могут быть различными: «Кузьминки», «В гостях у осени», «Это моя Родина, милая Россия», «Широкая масленица», «Салют, Победа!» и др. Тщательная подготовка педагогов к сюжетным дням сполна окупается эмоционально-положительной реакцией детей, их максимальной активностью в течение всего дня, впечатлениями, которые наполняют детей. В учебном году такие дни используются как итоговые по разделу, теме. Чаще всего в них закрепляются знания и умения детей. Это дает возможность им уйти от излишнего напряжения, связанного с изучением нового материала, показать свои знания, удовлетворить свое притязание на признание. Например, изучение различных обрядов и традиций предполагают такую детскую деятельность, которая приводит их к личному культурному образовательному результату, приобщает к культурно-историческому потоку жизни.
В дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию и обобщению чувств детей, формирование способностей ими управлять. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность у детей воспитываются первые добрые чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинает формироваться чувство дружбы, товарищества, коллективизма. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам, чувство долга и ответственности, формируются которые в труде и игре. Именно в дошкольном возрасте закладываются истинные человеческие ценности. Педагог для этого организует процесс воспитания и обучения таким образом, что всячески способствует выращиванию культурно-исторических корней внутри ребёнка, в его душе, в сердце, в мыслях, чувствах и через них одновременно влияет на культурное развитие его родителей, знакомых, всего социума.
Литература:
1 Дьяченко В. Ю., Власенко О. П. Маленькие шаги в большой мир. — Волгоград, 2008.
2 Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. — М., 1988.
3 Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. — М., 2003.