Музейная педагогика как инновационная технология формирования представлений детей дошкольного возраста о народах России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 21.10.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Фарзалиева, Л. А. Музейная педагогика как инновационная технология формирования представлений детей дошкольного возраста о народах России / Л. А. Фарзалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 333-334. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118513/ (дата обращения: 22.12.2024).



В настоящее время, вопрос формирования представлений детей дошкольного возраста о народах России является весьма важным и значимым среди практиков дошкольного образования, поскольку нашел свое отражение в нескольких государственных документах, таких как Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и стартовавшая с 1 января 2021 года реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». А также Указ о национальных целях развития России до 2030 года, в рамках которого обязательным является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

В современных психолого-педагогических исследованиях большинство авторов обращается к отдельным аспектам проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Так, в работах Т. Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т. С. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н.А Ноткина, О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Е. В. Пчелинцева; Л. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С. А. Козлова и Т. А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

Формирование представлений о народах России — важная задача в системе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, поскольку познание традиций и обычаев народов, проживающих на территории нашей страны, способствует воспитанию у детей межкультурного взаимопонимания, взаимоуважения, взрослению личности гармоничного воспринимающей окружающий мир.

Успешное решение задачи по формированию представлений детей дошкольного возраста о народах России в условиях дошкольной образовательной организации возможно при условии использования доступных и интересных по своему содержанию методов, технологий и средств.

В настоящее время инновационной технологией в сфере нравственно-патриотического воспитания детей является музейная педагогика, создающая условия погружения личности ребёнка в специально организованную предметно-пространственную среду. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».

Организации мини-музея в условиях дошкольного учреждения предполагает учет определённых принципов.

Принцип гуманизации: предусматривает умение педагога видеть в ребёнке полноправного партнёра, учитывать его точку зрения, брать во внимание чувства и эмоции детей, вставать на позицию ребёнка. Кроме этого, принцип ориентирован на общечеловеческие понятия, такие как любовь к семье, малой Родине, Отечеству.

Принцип дифференциации: предполагает создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе приобретения знаний о культуре и традициях народов России, учитывая возраст, пол ребёнка, накопленный им опыт, психологические особенности.

Принцип интегративности: предусматривает включение краеведческого материала в программы дошкольного образования.

Интеграция в педагогическом процессе является фактором создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, это важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом (поселком) может стать основой, вокруг которой интегрируются все виды детской деятельности

На базе нашего детского сада в старшей возрастной группе был создан «Мини-музей «Народные промыслы»».

Благодаря организации «Мини-музея «Народные промыслы»» каждый дошкольник может погрузиться в богатый мир культурного наследия и этнического многообразия нашей страны.

Дети получают возможность познакомиться с экспонатами, взять их в руки, рассмотреть, понять, как и из чего они сделаны, и попробовать их в действии, задать вопрос педагогу (к тому же, любой предмет музея может подсказать тему для интересного разговора). Полный цикл познания предмета культуры помогает развивать у детей дошкольного возраста не только необходимые навыки мышления, наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважения к труду мастеров.

В соответствии с календарным планом с детьми разных возрастных групп проводятся занятия-экскурсии в музее, которые включают в себя знакомство: с различными играми народов России, сказками, музыкой, потешками, предметами ремесла и быта, а также национальной посуды и костюма и другими формами народного творчества, в следствии чего дети осознают уникальные традиции народов России, обычаи и ценности.

Важной особенностью нашего мини — музея является, то, что его экспонаты все время пополняются, в том числе и с поддержкой родителей воспитанников. Заинтересованность родителей в данном вопросе, способствует не только более эффективному процессу формирования представлений дошкольников о народах России, но и развитию толерантности, что крайне актуально в современном мире.

Литература:

  1. Нургалиева, М. Проекты Детского музея — забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. — 2010. — № 9. — С. 32–35.
  2. Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева // Современный российский реализм: в 10-ти т. Т.V: Будущие поколения — национальное достояние России. — Москва: Клуб «Реалисты», 2009. — С. 283–289.
  3. Рыжова, Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова. — Москва: Линка-Пресс, 2008. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, народ России, Российская Федерация, детский сад, дошкольное образование, нравственно-патриотическое воспитание детей, патриотическое воспитание, ребенок, формирование представлений детей.


Похожие статьи

Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании

Музейная педагогика как средство формирования гражданственности детей-сирот

Фольклор как средство духовно-нравственного развития дошкольников: специфика интеграционного подхода

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме

Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Педагогическая модель формирования естественнонаучной картины мира у младших школьников на основе системного подхода

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Похожие статьи

Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании

Музейная педагогика как средство формирования гражданственности детей-сирот

Фольклор как средство духовно-нравственного развития дошкольников: специфика интеграционного подхода

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме

Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Педагогическая модель формирования естественнонаучной картины мира у младших школьников на основе системного подхода

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Задать вопрос